Пушкин противопоставляет себя, одинокого изгнанника, неведомому товарищу, которому “под старость день Лицея // Торжествовать придётся одному”. Его участь, в отличие от судьбы поэта, подлинно несчастна, ибо он одинок навсегда, и вино в его чаше будет действительно горьким:
Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой.. . Пускай же он с отрадой хоть печальной Тогда сей день за чашей проведёт, Как ныне я, затворник ваш опальный, Его провёл без горя и забот. Оказывается, день 19 октября 1825 года поэт “провёл без горя и забот”. «19 октября» — это стихотворение о победе воображения. Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг, и собственные чувства и мысли. Воображение торжествует над разлукой и одиночеством и приводит поэта в круг друзей. Но в стихотворении открыто, явно выражена не эта, а противоположная мысль — о не воображения соединить поэта с лицейскими товарищами. Вспомним ещё раз концовку второй строфы: “вотще воображенье // Вокруг меня товарищей зовёт; // Знакомое не слышно приближенье, // И милого душа моя не ждёт”. Однако сама структура, сам текст пушкинского произведения есть победа воображения над действительностью. Стихотворение, открывающееся мотивом “невстречи”, продолжается описанием прихода лирического героя на желанный пир. Поэт как бы переживает и проживает милый его сердцу день дважды: сначала наяву — в одиночестве, в окружении печальной и пасмурной осенней природы; затем — в радостном мире вымысла, соединяющего “затворника опального” с товарищами-лицеистами. И смеем ли мы утверждать, что горькая явь реальнее живых и зримых образов, рождённых фантазией? Стихотворение писалось Пушкиным в Михайловском между 10 и 20 октября 1825 года. Таким образом, опыт “проживания” Пушкиным “дня Лицея” 19 октября и опыт написания поэтом посвящённого этому дню стихотворения совпали во времени
неведомому товарищу, которому “под старость день Лицея // Торжествовать придётся одному”.
Его участь, в отличие от судьбы поэта, подлинно несчастна, ибо он
одинок навсегда, и вино в его чаше будет действительно горьким:
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой.. .
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведёт,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провёл без горя и забот.
Оказывается, день 19 октября 1825 года поэт “провёл без горя и забот”.
«19 октября» — это стихотворение о победе воображения. Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг, и собственные чувства и мысли.
Воображение торжествует над разлукой и одиночеством и приводит поэта в круг друзей.
Но в стихотворении открыто, явно выражена не эта, а противоположная
мысль — о не воображения соединить поэта с лицейскими товарищами.
Вспомним ещё раз концовку второй строфы: “вотще воображенье // Вокруг меня
товарищей зовёт; // Знакомое не слышно приближенье, // И милого душа моя не ждёт”.
Однако сама структура, сам текст пушкинского произведения есть победа
воображения над действительностью. Стихотворение, открывающееся мотивом
“невстречи”, продолжается описанием прихода лирического героя на желанный пир.
Поэт как бы переживает и проживает милый его сердцу день дважды: сначала наяву —
в одиночестве, в окружении печальной и пасмурной осенней природы; затем — в
радостном мире вымысла, соединяющего “затворника опального” с
товарищами-лицеистами. И смеем ли мы утверждать, что горькая явь реальнее живых и зримых образов, рождённых фантазией?
Стихотворение писалось Пушкиным в Михайловском между 10 и 20 октября 1825 года.
Таким образом, опыт “проживания” Пушкиным “дня Лицея” 19 октября и опыт
написания поэтом посвящённого этому дню стихотворения совпали во времени