Тема А.И. Солженицын. Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Архипелаг ГУЛАГ». Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Письменная работа по творчеству А.И. Солженицыны
Рекомендовано для видео
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5613/main/13768/
1. Посмотреть видео
Необходимо запомнить
«Один день Ивана Денисовича» задуман автором в ссылке, во время работ в Экибастузском особом лагере в начале 50-х годов. После XXII съезда, на котором была объявлено усиление борьбы с культом личности Сталина и восстановление исторической справедливости, писатель решился напечатать рассказ и предложил его журналу «Новый мир» под руководством Александра Твардовского. Замысел произведения автор объясняет так: «Как это родилось был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днём... я невероятно быстро написал. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова...».
2. Устно ответить на во по повести «Один день Ивана Денисовича»:
- Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?
- Какие черты характера Шухову выжить в лагере?
- Кто же виноват в трагедии Шухова?
2. Письменно выполнить тестовую работу по рассказу «Матренин двор»
1. Укажите термин, которым в литературоведении называют образные определения: «дремучие, непрохожие леса», «меланхолическое остроумие» и т.д.
2. Как называется композиционный компонент, описывающий поселок: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых…»?
3. Какой художественный троп (изобразительно-выразительное средство языка, строящееся на переносе свойств одного предмета на другие по сходству) использует автор текста, создавая образы «полотна железной дороги»?
4. Как называются слова («желадной», «потай» и др.), которые Солженицын использует в тексте рассказа для создания так называемого «местного калорита»?
5. Как в литературоведении называют художественный прием, неоднократно применяемый Солженицыным в данном фрагменте рассказа для противопоставления образа родины, возникавшего в его мечтах, той России, которую писатель увидел в реальности?
Домашнее задание: Письменно ответить на во по повести «Один день Ивана Денисовича»:
- Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?
- Какие черты характера Шухову выжить в лагере?
- Кто же виноват в трагедии Шухова с тестом