Преподобный сергий родился в селе варницы, под ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр кирилла и марии. господь предызбрал его еще от чрева матери. в житии преподобного сергия повествуется о том, что за божественной литургией еще до рождения сына праведная мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением святого евангелия, во время херувимской песни и когда священник произнес: "святая святым". бог даровал преподобным кириллу и марии сына, которого назвали варфоломеем. с первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. заметив это, мария вовсе отказалась от мясной пищи. в семилетнем возрасте варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим стефаном и младшим петром. братья его учились успешно, но варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. тогда варфоломей со слезами взмолился к господу о даровании ему книжного разумения. однажды отец послал варфоломея за лошадьми в поле. по дороге он встретил посланного богом ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. варфоломей ответил: "всей душой я желаю научиться грамоте, отче святой, за меня богу, чтобы он мне познать грамоту". инок исполнил просьбу варфоломея, вознес свою молитву к богу и, благословляя отрока, сказал ему: "отныне бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". при этом старец достал сосуд и дал варфоломею частицу просфоры: "возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - это дается тебе в знамение благодати божией и для разумения святого писания". старец хотел удалиться, но варфоломей просил его посетить дом родителей. родители с честью встретили гостя и предложили угощение. старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать псалтирь. варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. прощаясь, старец пророчески предсказал о преподобном сергии: "велик будет ваш сын пред богом и людьми. он станет избранной обителью святого духа". с тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. с особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного богослужения. уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.
Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:
«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».
Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.
После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:
«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».
Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.
Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.
После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.
Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:
«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!..».
Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.
Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.
Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.
Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:
«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».
Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.
После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:
«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».
Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.
Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.
После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.
Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:
«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!..».
Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.
Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.