Ф. Достоевский не учился философии, не писал философские трактаты и не претендовал на звание философа. Современники не рассматривали его сочинения с философской точки зрения. Однако в настоящее время, как писал американский исследователь Джеймс Сканлан, «даже самый суровый критик должен признать, что Достоевский при всей своей удаленности от академической философии был одним из самых философских писателей».
Сентиментализм Достоевского вошел в историю русской литературы 1840-х гг. как глава школы «сентиментального натурализма».
Сентиментальная составляющая в творчестве Ф. М. Достоевского не исчерпывается его обращением к сентиментализму. На мой взгляд, писатель возвращает сентиментальной традиции глубинное содержание, охарактеризовать которое можно только при обращении к религиозному дискурсу.
Наследие Ф. М. Достоевского, являющееся уникальным явлением русской православной культуры, дает основание рассматривать его в русле православной традиции.
В «Белых ночах» уже подзаголовком «Сентиментальный роман» Достоевский утверждает связь с сентиментальным романом Гете в осмыслении типа героя-мечтателя, в философской наполненности и лиризме разрешения проблемы человека и мира в критический момент, когда герой еще дорожит своей неповторимой внутренней жизнью и презирает пошлый мир, но уже тяготится одиночеством и открывает для себя поэтические стороны простой жизни, воплощенной в образе Настеньки. Близость произведений Достоевского 1840-х гг. («Бедные люди», «Белые ночи», «Слабое сердце», «Маленький герой») к роману Гете проявляется в содержании нравственно-философской проблематики, в типе героя, культе природы, в поэтике эпистолярного и исповедального жанра, в организации художественного времени, в напряженной лирической структуре повествования.
Ф. Достоевский не учился философии, не писал философские трактаты и не претендовал на звание философа. Современники не рассматривали его сочинения с философской точки зрения. Однако в настоящее время, как писал американский исследователь Джеймс Сканлан, «даже самый суровый критик должен признать, что Достоевский при всей своей удаленности от академической философии был одним из самых философских писателей».
Сентиментализм Достоевского вошел в историю русской литературы 1840-х гг. как глава школы «сентиментального натурализма».
Сентиментальная составляющая в творчестве Ф. М. Достоевского не исчерпывается его обращением к сентиментализму. На мой взгляд, писатель возвращает сентиментальной традиции глубинное содержание, охарактеризовать которое можно только при обращении к религиозному дискурсу.
Наследие Ф. М. Достоевского, являющееся уникальным явлением русской православной культуры, дает основание рассматривать его в русле православной традиции.
В «Белых ночах» уже подзаголовком «Сентиментальный роман» Достоевский утверждает связь с сентиментальным романом Гете в осмыслении типа героя-мечтателя, в философской наполненности и лиризме разрешения проблемы человека и мира в критический момент, когда герой еще дорожит своей неповторимой внутренней жизнью и презирает пошлый мир, но уже тяготится одиночеством и открывает для себя поэтические стороны простой жизни, воплощенной в образе Настеньки. Близость произведений Достоевского 1840-х гг. («Бедные люди», «Белые ночи», «Слабое сердце», «Маленький герой») к роману Гете проявляется в содержании нравственно-философской проблематики, в типе героя, культе природы, в поэтике эпистолярного и исповедального жанра, в организации художественного времени, в напряженной лирической структуре повествования.