В 1885 году в «Петербургской газете» был напечатан рассказ А. П. Чехо-ва «Злоумышленник», который вошел в сборник «Пестрые рассказы». Уже при жизни писателя рассказ был признан шедевром. Посмотрите ста, глубже и вы увидите, что это рассказ не просто про невежественного мужика и строгого следователя, это рассказ про два мира, оторванных от одной жизни. Главные герои – два русских человека, оба в сущности незлые люди, и оба не понимают друг друга. С первого взгляда кажется, что в этом рассказе есть отрицательные герои. Но давайте посмотрим более внима-тельно. Чехов не стремится никого осудить, хотя оба виновны и невиновны, оба вольные или невольные преступники. С точки зрения крестьянского мира Денис Григорьев не преступник, с точки зрения интеллигентного – преступник. А следователь в глазах мужика выглядит преступником, пото-му что осуждает его, невиновного. В то же время в глазах цивилизованного общества следователь - исполнитель закона. У каждого из героев свой образ жизни, своя нравственность, свои понятия о справедливости и совести. Де-нис Григорьев никак не может понять, что отвинчивание гаек является каким-то преступлением, что за это его и правда могут посадить в тюрьму. Этот его поступок кажется ему чем-то незначительным, потому что все так делают. Следователь в свою очередь никак не может понять, что мужик не знает о последствиях, к которым может привести откручивание гаек. Он ду-мает, что его хотят провести, обмануть. Мотивы, которые приводит Денис Григорьев, не укладываются в сознание следователя, потому что они лежат в той области жизни, которая следователю неизвестна, недоступна, недося-гаема. Так и не установив мотив, следователь обращается к нравственному чувству Дениса, к его совести, что его поступок мог привести к гибели лю-дей. Но и здесь следователя постигает неудача: мужик отрицает всякий злой умысел и божится, что совесть его чиста: «Слава Те Господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было». Нам понятно, что следователь одновременно прав и не прав. Преступление совершено, но виновный не должен нести наказания, потому что он не знал о последствиях своего поступка. Закон в таких случа-ях освобождал от наказания. Следователь допустил ошибку и, заключив под стражу невиновного по закону человека, сам стал преступником. Но следователь совсем не злодей, он арестовал Дениса Григорьева потому, что действительно не поверил, что можно не знать о том, к какой трагедии может привести откручивание простой гайки.
Сказка «Городок в табакерке» - самое лучшее и самое известное произведение Одоевского для детей. Материалом для его сказки послужила музыкальная шкатулка, вызывающая любопытство ребенка.
Маленький Миша очарован внешним видом табакерки, на крышке которой изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья с серебряными листиками, солнышко с расходящимися лучами. Еще больше мальчика занимает внутреннее устройство чудесной игрушки - происхождение музыки. Естественное желание любознательного мальчика войти в этот игрушечный городок и увидеть все самому исполняется во сне. В сопровождении спутника, «колокольчика с золотой головкой и в стальной юбочке», герой путешествует по городку Динь-Динь. Окутывая рассказ легким сказочным флером, он избегает скуки и рассудочности.
Любознательный пришелец видит множество разновеликих мальчиков-колокольчиков («кто из нас побольше, у того и голос потолще»), их беспрестанно постукивают злые дядьки-молоточки, за которыми надзирает толстый Валик, с боку на бок поворачивающийся на диване. А всеми повелевает изящная царевна Пружинка «в золотом шатре с жемчужной бахромою». Она-то и объясняет Мише слаженную работу музыкального механизма. С удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства: все взаимосвязано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систему, нарушает чудесную гармонию.
Сказка несет и воспитательный заряд. Проходит мысль о том, что все в мире движется трудом, праздность кажется привлекательной только со стороны. Мальчик-колокольчик тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.
В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспитателей. Авторская интонация живая, эмоциональная, естественная.
Миша вежлив, любознателен, несколько наивен. Довольно условный характер главного героя вполне соответствует художественно-педагогической задаче автора: основная роль мальчика - задавать вопросы и выслушивать ответы.
«Городок в табакерке» - первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. Она до сих пор остается примером образного, художественного решения научной темы в произведении для самых юных читателей.
Сказка «Городок в табакерке» - самое лучшее и самое известное произведение Одоевского для детей. Материалом для его сказки послужила музыкальная шкатулка, вызывающая любопытство ребенка.
Маленький Миша очарован внешним видом табакерки, на крышке которой изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья с серебряными листиками, солнышко с расходящимися лучами. Еще больше мальчика занимает внутреннее устройство чудесной игрушки - происхождение музыки. Естественное желание любознательного мальчика войти в этот игрушечный городок и увидеть все самому исполняется во сне. В сопровождении спутника, «колокольчика с золотой головкой и в стальной юбочке», герой путешествует по городку Динь-Динь. Окутывая рассказ легким сказочным флером, он избегает скуки и рассудочности.
Любознательный пришелец видит множество разновеликих мальчиков-колокольчиков («кто из нас побольше, у того и голос потолще»), их беспрестанно постукивают злые дядьки-молоточки, за которыми надзирает толстый Валик, с боку на бок поворачивающийся на диване. А всеми повелевает изящная царевна Пружинка «в золотом шатре с жемчужной бахромою». Она-то и объясняет Мише слаженную работу музыкального механизма. С удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства: все взаимосвязано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систему, нарушает чудесную гармонию.
Сказка несет и воспитательный заряд. Проходит мысль о том, что все в мире движется трудом, праздность кажется привлекательной только со стороны. Мальчик-колокольчик тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.
В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспитателей. Авторская интонация живая, эмоциональная, естественная.
Миша вежлив, любознателен, несколько наивен. Довольно условный характер главного героя вполне соответствует художественно-педагогической задаче автора: основная роль мальчика - задавать вопросы и выслушивать ответы.
«Городок в табакерке» - первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. Она до сих пор остается примером образного, художественного решения научной темы в произведении для самых юных читателей.