Тема детства раскрывается писателем и через отношение героя к людям, которые его окружают в повседневной жизни: к карлу ивановичу, учителю языка, к наталье савишне, няне и ключнице. любя и уважая отца, николенька с пониманием и теплотой относится и к карлу ивановичу, сочувствуя его горю, видя его боль. только в главе «детство» – этой самой ранней поре человеческого взросления, становления – даетсяавторская оценка, писатель пишет о том, что детство – счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детскиевоспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений»
финал пьесы н.в. гоголя «ревизор» – необычное и удивительное явление в драматургии. так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «вот тебе, бабушка, и юрьев день! » кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. и эту немую сцену, служащую важным завершением комедии, и зрители, и критики, и трактовали по-разному.
сам н.в. гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». то есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии. в.г. белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором. так, в. гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, в. ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». особая точка зрения у м. храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку – в словах городничего: «чему смеетесь? над собой »
но, , самую интересную точку зрения высказал ю. мани, , много труда посвятивший гоголевскому творчеству. он считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. в результате данный гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха. действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. но теперь чувство тревоги возрастает многократно – чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. ведь бросив все силы на угождение хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.
вот почему появление настоящего ревизора приводит героев к немой сцене
финал пьесы н.в. гоголя «ревизор» – необычное и удивительное явление в драматургии. так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «вот тебе, бабушка, и юрьев день! » кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. и эту немую сцену, служащую важным завершением комедии, и зрители, и критики, и трактовали по-разному.
сам н.в. гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». то есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии. в.г. белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором. так, в. гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, в. ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». особая точка зрения у м. храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку – в словах городничего: «чему смеетесь? над собой »
но, , самую интересную точку зрения высказал ю. мани, , много труда посвятивший гоголевскому творчеству. он считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. в результате данный гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха. действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. но теперь чувство тревоги возрастает многократно – чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. ведь бросив все силы на угождение хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.
вот почему появление настоящего ревизора приводит героев к немой сцене