Одним из главных героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачев. Это – реальная историческая личность: сбежавший из-под стражи донской казак и безбожник, возглавивший в ХVIII веке крестьянское восстание против императрицы Екатерины II. Емельяна Пугачева А. С. Пушкин первоначально показывает нам широкоплечим сорокалетним мужчиной среднего роста худощавого телосложения с проседью в черной бороде и большими живыми бегающими глазами, с волосами, обстриженными в кружок и приятным, но «плутоватым» лицом. Объявивший себя императором Петром III Пугачев изображается уже величественным вооруженным человеком в красном кафтане с галунами и высокой собольей шапке с золотыми кистями, надвинутой на «сверкающие глаза» . Но изменения во внешнем облике героя за период его превращения из простого казака в предводителя восстания крестьян, большинство из которых охотно поддержало Пугачева, действительно считая его истинным царем, несравнимы с произошедшими за тот же период в его характере. В начале произведения мы видим смекалистого, тонко чувствующего, но хитрого и сообразительного мужичонку, который постепенно превращается в хладнокровного и свирепого убийцу-тирана, уничтожающего на пути к безграничной власти всех инакомыслящих. Однако образ Пугачева, как и сама личность этого человека, весьма противоречивы. Наряду с жестокостью, бесстрашием и коварством в нем уживались благородство, великодушие и готовность к взаимо что особо проявилось во взаимоотношениях с Петром Гриневым, которому Пугачев, помнящий добро, отплатил сторицей. Так, во время массовой казни офицеров Белогорской крепости Пугачев, вспомнив дар Гринева во время снежной бури (заячий тулуп и чарку водки) , помиловал Петра, а затем и вовсе одарил его (лошадь и тулуп) . Нельзя не вспомнить и случай со свадьбой Гринева, когда Пугачев освободил Марию Ивановну от жестокости Швабрина и великодушно дал ей возможность обручиться с Петром Андреевичем. По моему мнению, такое неоднозначное описание А. С. Пушкиным образа Пугачева, свидетельствовало и о противоречивом отношении к последнему самого автора повести: ведь с одной стороны Пугачев – самозванец и негодяй, а с другой ¬– историческая личность, поднявший восстание народный герой. На мой взгляд, такая правдивая передача образа Пугачева А. С. Пушкиным позволяет читателям самим сформировать свое отношение к этому историческому герою, что, как мне кажется, является одним из несомненных достоинств повести.
Емельяна Пугачева А. С. Пушкин первоначально показывает нам широкоплечим сорокалетним мужчиной среднего роста худощавого телосложения с проседью в черной бороде и большими живыми бегающими глазами, с волосами, обстриженными в кружок и приятным, но «плутоватым» лицом.
Объявивший себя императором Петром III Пугачев изображается уже величественным вооруженным человеком в красном кафтане с галунами и высокой собольей шапке с золотыми кистями, надвинутой на «сверкающие глаза» .
Но изменения во внешнем облике героя за период его превращения из простого казака в предводителя восстания крестьян, большинство из которых охотно поддержало Пугачева, действительно считая его истинным царем, несравнимы с произошедшими за тот же период в его характере.
В начале произведения мы видим смекалистого, тонко чувствующего, но хитрого и сообразительного мужичонку, который постепенно превращается в хладнокровного и свирепого убийцу-тирана, уничтожающего на пути к безграничной власти всех инакомыслящих.
Однако образ Пугачева, как и сама личность этого человека, весьма противоречивы. Наряду с жестокостью, бесстрашием и коварством в нем уживались благородство, великодушие и готовность к взаимо что особо проявилось во взаимоотношениях с Петром Гриневым, которому Пугачев, помнящий добро, отплатил сторицей. Так, во время массовой казни офицеров Белогорской крепости Пугачев, вспомнив дар Гринева во время снежной бури (заячий тулуп и чарку водки) , помиловал Петра, а затем и вовсе одарил его (лошадь и тулуп) .
Нельзя не вспомнить и случай со свадьбой Гринева, когда Пугачев освободил Марию Ивановну от жестокости Швабрина и великодушно дал ей возможность обручиться с Петром Андреевичем.
По моему мнению, такое неоднозначное описание А. С. Пушкиным образа Пугачева, свидетельствовало и о противоречивом отношении к последнему самого автора повести: ведь с одной стороны Пугачев – самозванец и негодяй, а с другой ¬– историческая личность, поднявший восстание народный герой.
На мой взгляд, такая правдивая передача образа Пугачева А. С. Пушкиным позволяет читателям самим сформировать свое отношение к этому историческому герою, что, как мне кажется, является одним из несомненных достоинств повести.