При изображении своих героинь писатель использовал прием противопоставления. Сопоставляя совершенно разных по складу характера, воспитанию, стремлениям и убеждениям девушек – Наташу Ростову, Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью – богатство внутреннего мира. Каждая из героинь по-разному влияет на жизнь людей, каждая по-своему раскрывается в любви и браке. Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода краха честолюбивых надежд. Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым.
Элен сводит своего брата с Наташей, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об этом, Пьер говорит: «Где вы - там разврат, зло» . Наташа, став женой Пьера, живет интересами своего мужа, всю себя отдает детям, забывает для них и про наряды, и про светские развлечения. Элен же, когда Пьер заговаривает о детях, презрительно смеется и говорит, что она «не дура, чтобы желать иметь детей» от него. Главное различие между героинями в том, что Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается (вспомним эпизод, связанный с 1812 годом, когда Наташа принимает решение сбросить с подвод имущество семьи, чтобы раненым воинам) , а Элен может только брать, подчиняя интересы и судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам. В образе Наташи Толстой воплотил свои представления о национальном типе русской женщины, в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств к самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость, внутренняя сила. Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла.
Лопахин Ермолай Алексеевич – это ее полная противоположность. Его предки сами были крепостными в поместье Раневской, а отец его был торговцем в лавке. По сути, Лопахин сам говорит, что он – мужик. Простой деревенский мужик. Но у него есть хватка, любовь к труду. Он полностью может отдать себя необходимому делу. Ведь только таким образом он смог накопить огромнейшее состояние. Но Лопахин по своей сути добр. Он и Раневской предлагает выход из сложившейся ситуации с банкротством... Однако, предложение построить дачи на месте вишневого сада встречает полное непонимание со стороны помещицы: «Дача и дачники – это так пошло, простите».
Каждая из героинь по-разному влияет на жизнь людей, каждая по-своему раскрывается
в любви и браке. Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода краха честолюбивых надежд.
Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым.
Элен сводит своего брата с Наташей, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об этом, Пьер говорит: «Где вы - там разврат, зло» .
Наташа, став женой Пьера, живет интересами своего мужа, всю себя отдает детям, забывает для них и про наряды, и про светские развлечения. Элен же, когда Пьер заговаривает о детях, презрительно смеется и говорит, что она «не дура, чтобы желать иметь детей» от него.
Главное различие между героинями в том, что Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается (вспомним эпизод, связанный с 1812 годом, когда Наташа принимает решение сбросить с подвод имущество семьи, чтобы раненым воинам) , а Элен может только брать, подчиняя интересы и судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам. В образе Наташи Толстой воплотил свои представления о национальном типе русской женщины, в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств к самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость, внутренняя сила.
Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла.