Самостоятельная работа с текстом по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
№ 1. По главе «Переправа»
1. В главе «Переправа» солдат назван “тружеником”. Выберите именно те детали, которые подчёркивают, что война — это не только боевые подвиги, но и изнурительный труд солдат.
• налегли, гребут, потея, управляются с шестом...
• и плывут бойцы куда-то, притаив штыки в тени...
• и, усталая с похода... дремлет, скорчившись, пехота...
• и в лесу, в ночи глухой сапогами пахнет, потом, мёрзлой хвоей и махрой...
• как плоты, пошли понтоны, громыхнул один, другой...
2. В конце главы «Переправа» Твардовский соединяет рассказ о величии подвига с весёлой шуткой. Какие фразы можно отнести к тем, что рассказывают о подвиге (А), а в каких сквозит шутка (Б)?
• Он как он, Василий Тёркин, встал живой, — добрался вплавь.
• — Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне?
• Дали стопку — начал жить, приподнялся на кровати...
• — Молодец, — сказал полковник. — Молодец брат.
№ 2. По главе «О награде» ответьте на во Почему Тёркин “не стал курить махорку, // А достал бы... «Казбек»”?
2. Почему ему важно сидеть именно на том месте, “где мальцом под лавку прятал // Ноги босые свои”?
3. Почему на всякие во он отвечал бы “не вдруг”?
4. — Нет, — сказал Василий Тёркин. // И вздохнул. И снова: — Нет.
О чём вздыхает Тёркин?
5. Почему у Тёркина “нету права побывать в родном селе”?
№3 В главах звучит повтор (рефрен), отражающий основную мысль всей поэмы. Запишите этот рефрен.
Крестьяне в рассказах показаны мудрыми и самобытными, они любят и понимают природу, придерживаются собственной философии, живут традициями предков, стараются быть честными, терпеливыми, принимать свою долю с благодарностью. В ряде рассказов крестьяне преданно служат своему хозяину, к примеру Бирюк честно выполняет свою работу, оберегая лес от воров. Разумом он понимает, что крестьяне воруют лес не от хорошей жизни, но слово данное барину нужно держать. В другом рассказе “Певцы” автор показывает крестьянина, которого Бог наградил удивительным голосом. Пение Яшки-Турка в трактире описано так вдохновенно, что хочется услышать его вживую. Кроме того персонаж робок и скромен.
Много внимание уделено проблеме насилия над крестьянами, самодурства помещиков. В рассказе “Малиновая вода” показателен образ горничной Арины, которая “вопреки запретам хозяйки” влюбилась и захотела выйти замуж за любимого. Рассказ “Льгов” повествует о жизни, который потерял даже собственное имя – Кузьма, потому что барыне вздумалось звать его Антоном.
Объяснение:
Я брал примеры из произведения Тургенева.
Объяснение:
Павел Васильев родился 5 января 1910 года (23 декабря 1909 года по ст. ст.) в Зайсане (ныне Республика Казахстан). Отец — Николай Корнилович Васильев (1886—1940), сын пильщика и прачки, выпускник Семипалатинской учительской семинарии. Мать — Глафира Матвеевна, урожд. Ржанникова (1888—1943), дочь крестьянина Красноуфимского уезда Пермской губернии, окончила прогимназию в Павлодаре.
В 1906 году супруги Васильевы приехали в Зайсан, где Николай Корнилович поступил учителем в приходскую школу. Два первых ребёнка, Владимир и Нина, умерли в младенчестве. Боясь за судьбу третьего, Павла, Васильевы в 1911 года переехали в Павлодар, где Николай Корнилович преподавал на педагогических курсах.
Васильевы часто переезжали по местам службы Николая Корниловича: в 1913 году — в станицу Сандыктавскую; в 1914 году — в Атбасар; в 1916 году — в Петропавловск, где Павел поступил в первый класс; в 1919 году — в Омск, где Н. К. Васильев оказался, будучи мобилизован в армию Колчака. В конце 1920 года Васильевы вернулись в Павлодар, где поселились у родителей Глафиры Матвеевны. Павел учился в 7-летней школе, находящейся в ведении Управления водного транспорта, которой заведовал его отец, затем — в школе II ступени. Летом 1923 года отправился в организованное для учащихся плавание на пароходе вверх по Иртышу до озера Зайсан.