«песнь о вещем олеге», анализ произведения пушкина
тема рока, неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии «эдип-царь». интересной была эта тема и для молодого поэта александра сергеевича пушкина, и в своем произведении «песнь о вещем олеге», написанном в 1822 году во время южной ссылки, пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя олега.
у пушкина особое видение данной из «повести временных лет», что дает основание многим считать произведение этого поэта . в нем есть все признаки романтического жанра: события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю олегу, обилие художественных средств, музыкальность. у пушкина «песнь» еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе — летописный источник.
согласно древнему сюжету, князь олег, прославившийся своими против хазар и завоеванием царьграда, услышал от кудесника предсказание о том, что его ждет смерть от своего любимого коня. надо отметить, что народ складывал о самом олеге и былины, и легенды, и сказки. в народных преданиях самого олега изображали как кудесника, умеющего обернуться зверем, птицей и даже муравьем. в народе его прозвали «вещим», так он был настолько мудрым, что мог предсказывать будущее.
однако, встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: «что сбудется в жизни со мною? » при этом он снисходительно добавляет: «не бойся меня…» пушкин же подчеркивает, что кудесник — «покорный перуну старик одному». перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни зевсу — верховный бог. именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: «волхвы не боятся могучих владык», добавив, что у них «правдив и свободен язык».
далее он сообщает князю, что тот примет смерть от своего любимого коня. испугавшись пророчества, князь решил расстаться с любимым конем, но, в отличие от летописи, наказал своим друзьям купать, кормить отборным зерном, поить ключевою водою — словом, обеспечить своему «товарищу и верному слуге» достойную старость.
читая летопись ( документ), трудно представить себе характер князя олега. еще труднее представить характер кудесника. поэт же называет его «вдохновенным». что он имеет в виду? возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь пушкин в этот период находился в южной ссылке, куда его отправил александр i за стихотворения о свободе. кудесник у пушкина — тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.
финал тоже во многом отличается от первоисточника. когда олег спустя много лет пирует со своими боевыми товарищами, он вспоминает о любимом коне и, узнав о его давней смерти, думает о том, что нужно было «презреть предсказанье». князь расстроен и называет волхва «лживым безумным стариком». очевидно, в этом и кроется разгадка пушкина. дальнейшая смерть, которую герой все-таки принимает от коня, не имеет однозначного объяснения.
каждый читатель невольно задается вопросом: «почему олег погибает? потому ли, что от своей судьбы не уйти? или оттого, что князь олег оскорбил кудесника, когда назвал его « лживым безумным стариком» ? а может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? единого ответа на этот вопрос нет — он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами .
таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может его или к победе, или к поражению. однако, помимо темы рока, пушкин касается таких тем, как свобода и память. кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык — именно так разрешает для себя пушкин конфликт поэта и власти. заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, пушкин раскрывает идею памяти.
Праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным. Рядом с реальными персонажами (Головой, свояченицей, Чубом, Левко, Ганой, Оксаной, Вакулой и другими) действуют фантастические существа (ведьма, черт, утопленница, мертвец). Сказочные происшествия (полёт Вакулы на черте, украденный чертом месяц, собранные ведьмой звезды) вводятся в повествование как самые обыкновенные. Границы между реальным и фантастическим миром оказываются размытыми: то ли во сне, то ли наяву происходит диалог Левко с панночкой… Переодевания, мистификации, развенчания, во множестве встречающиеся в этих повестях, придают реальным событиям черты ирреальных, странных, необъяснимых, фантастических. И напротив, совершаются события, которое вначале кажутся невозможными, неисполнимыми (посещение Вакулой царского дворца, заполучение им «черевиков» самой государыни, свадьбы Вакулы и Оксаны, Левко и Ганны).Трудно провести границу между реальностью и фантастикой, настолько они переплелись между собой, они дополняют друг друга. Трудно представить себе одно без другого. Между ними нет грани, да и наверное, ее не может быть.
«песнь о вещем олеге», анализ произведения пушкина
тема рока, неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии «эдип-царь». интересной была эта тема и для молодого поэта александра сергеевича пушкина, и в своем произведении «песнь о вещем олеге», написанном в 1822 году во время южной ссылки, пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя олега.
у пушкина особое видение данной из «повести временных лет», что дает основание многим считать произведение этого поэта . в нем есть все признаки романтического жанра: события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю олегу, обилие художественных средств, музыкальность. у пушкина «песнь» еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе — летописный источник.
согласно древнему сюжету, князь олег, прославившийся своими против хазар и завоеванием царьграда, услышал от кудесника предсказание о том, что его ждет смерть от своего любимого коня. надо отметить, что народ складывал о самом олеге и былины, и легенды, и сказки. в народных преданиях самого олега изображали как кудесника, умеющего обернуться зверем, птицей и даже муравьем. в народе его прозвали «вещим», так он был настолько мудрым, что мог предсказывать будущее.
однако, встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: «что сбудется в жизни со мною? » при этом он снисходительно добавляет: «не бойся меня…» пушкин же подчеркивает, что кудесник — «покорный перуну старик одному». перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни зевсу — верховный бог. именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: «волхвы не боятся могучих владык», добавив, что у них «правдив и свободен язык».
далее он сообщает князю, что тот примет смерть от своего любимого коня. испугавшись пророчества, князь решил расстаться с любимым конем, но, в отличие от летописи, наказал своим друзьям купать, кормить отборным зерном, поить ключевою водою — словом, обеспечить своему «товарищу и верному слуге» достойную старость.
читая летопись ( документ), трудно представить себе характер князя олега. еще труднее представить характер кудесника. поэт же называет его «вдохновенным». что он имеет в виду? возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь пушкин в этот период находился в южной ссылке, куда его отправил александр i за стихотворения о свободе. кудесник у пушкина — тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.
финал тоже во многом отличается от первоисточника. когда олег спустя много лет пирует со своими боевыми товарищами, он вспоминает о любимом коне и, узнав о его давней смерти, думает о том, что нужно было «презреть предсказанье». князь расстроен и называет волхва «лживым безумным стариком». очевидно, в этом и кроется разгадка пушкина. дальнейшая смерть, которую герой все-таки принимает от коня, не имеет однозначного объяснения.
каждый читатель невольно задается вопросом: «почему олег погибает? потому ли, что от своей судьбы не уйти? или оттого, что князь олег оскорбил кудесника, когда назвал его « лживым безумным стариком» ? а может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? единого ответа на этот вопрос нет — он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами .
таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может его или к победе, или к поражению. однако, помимо темы рока, пушкин касается таких тем, как свобода и память. кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык — именно так разрешает для себя пушкин конфликт поэта и власти. заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, пушкин раскрывает идею памяти.