Потому что всю жизнь все что он делал, это лежал на обломова играет в романе важную композиционную роль. начиная со ii главы гончаров приводит в квартиру обломова визитеров. волков, самовлюбленный щёголь, которому надо попасть «в десять мест». «в десять мест в один день — несчастный! — думал обломов.— и это где же тут человек? на что он раздробляется и рассыпается? » и радуется обломов, «перевертываясь на спину, что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». следующий визитер — судьбинский, бывший сослуживец обломова, сделавший карьеру. «увяз, любезный друг, по уши а выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов а как мало тут человеку-то нужно: ума его, воли, » далее приходит пенкин. вывод обломова после ухода пенкина: «да писать-то все, тратить мысль, душу на торговать умом и не знать когда же остановиться и отдохнуть? несчастный! » приходит человек без свойств, даже фамилии его никто точно не знает: то ли иванов, то ли васильев, то ли алексеев, который тоже суетится, все куда-то зовет обломова. наконец является земляк ильи ильича — тарантьев, личность не менее суетная, чем другие. он мастер говорить, шума производит много, но на дело его не хватает. «сон обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем штольца: не было у ильи ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. таким образом, сон обломова является как бы фокусом романа.
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов. Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем. Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему. Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести? Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.