Называя "Человеческой комедией" произведение, начатое почти тринадцать лет тому назад, я считаю необходимым разъяснить его замысел, рассказать о его происхождении, кратко изложить план, притом выразить все это так, как будто я к этому не причастен. Это не так трудно, как может показаться широкому кругу читателей. Малое количество произведений питает большое самолюбие, большая работа внушает скромность. Это наблюдение объясняет тот анализ, которому подвергали Корнель, Мольер и другие великие авторы свои произведения; если невозможно сравняться с ними в их прекрасных творениях, то вполне допустимо желание походить на них в этом чувстве. Первоначальная идея "Человеческой комедии" предстала передо мной как некая греза, как один из тех невыполнимых замыслов, которые лелеешь, но не можешь уловить: так насмешливая химера являет свой женский лик, но тотчас же, распахнув крылья, уносится в мир фантастики. Однако и эта химера, как многие другие, воплощается: она повелевает, она наделена неограниченной властью, и приходится ей подчиниться. Идея этого произведения родилась из сравнения человечества с животным миром.. .
... Таким образом, предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, --словом, изобразить человека и жизнь.. .
...Человек ни добр, ни зол, он рождается с инстинктами и наклонностями; Общество отнюдь не портит его, как полагал Руссо, а совершенствует, делает лучшим; но стремление к выгоде с своей стороны развивает его дурные склонности. Христианство, и особенно католичество, как я показал в "Сельском враче", представляя собою целостную систему подавления порочных стремлений человека, является величайшею основою социального порядка.. .
... В некоторых частях моего большого произведения я пытался в общедоступной форме рассказать о поразительных явлениях, можно сказать -- чудесах электричества, которое в человеке преображается в неучтенную силу.. .
...Это немалый труд -- изобразить две или три тысячи типичных людей определенной эпохи, ибо таково в конечном счете количество типов, представляющих каждое поколение, и "Человеческая комедия" их столько вместит. Такое количество лиц, характеров, такое множество жизней требовало определенных рамок п. да простят мне такое выражение, галерей. Отсюда столь естественные, уже известные, разделы моего произведения: Сцены частной жизни, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской. По этим шести разделам распределены все очерки нравов, образующие общую историю Общества, собрание всех событий и деяний, как сказали бы наши предки. К тому же эти шесть разделов соответствуют основным мыслям. Каждый из них имеет свой смысл, свое значение и заключает эпоху человеческой жизни...
лет тому назад, я считаю необходимым разъяснить его замысел, рассказать о
его происхождении, кратко изложить план, притом выразить все это так, как
будто я к этому не причастен. Это не так трудно, как может показаться
широкому кругу читателей. Малое количество произведений питает большое
самолюбие, большая работа внушает скромность. Это наблюдение объясняет тот
анализ, которому подвергали Корнель, Мольер и другие великие авторы свои
произведения; если невозможно сравняться с ними в их прекрасных творениях,
то вполне допустимо желание походить на них в этом чувстве.
Первоначальная идея "Человеческой комедии" предстала передо мной как
некая греза, как один из тех невыполнимых замыслов, которые лелеешь, но не
можешь уловить: так насмешливая химера являет свой женский лик, но тотчас
же, распахнув крылья, уносится в мир фантастики. Однако и эта химера, как
многие другие, воплощается: она повелевает, она наделена неограниченной
властью, и приходится ей подчиниться.
Идея этого произведения родилась из сравнения человечества с животным
миром.. .
... Таким образом, предстояло написать произведение, которое должно было
охватить три формы бытия мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное
воплощение их мышления, --словом, изобразить человека и жизнь.. .
...Человек ни добр, ни зол, он рождается с инстинктами и наклонностями;
Общество отнюдь не портит его, как полагал Руссо, а совершенствует, делает
лучшим; но стремление к выгоде с своей стороны развивает его дурные
склонности. Христианство, и особенно католичество, как я показал в "Сельском
враче", представляя собою целостную систему подавления порочных стремлений
человека, является величайшею основою социального порядка.. .
... В некоторых частях моего большого произведения я пытался в
общедоступной форме рассказать о поразительных явлениях, можно сказать --
чудесах электричества, которое в человеке преображается в неучтенную силу.. .
...Это немалый труд -- изобразить две или три тысячи типичных людей
определенной эпохи, ибо таково в конечном счете количество типов,
представляющих каждое поколение, и "Человеческая комедия" их столько
вместит. Такое количество лиц, характеров, такое множество жизней требовало
определенных рамок п. да простят мне такое выражение, галерей. Отсюда столь
естественные, уже известные, разделы моего произведения: Сцены частной
жизни, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской. По этим
шести разделам распределены все очерки нравов, образующие общую историю
Общества, собрание всех событий и деяний, как сказали бы наши предки. К тому
же эти шесть разделов соответствуют основным мыслям. Каждый из них имеет
свой смысл, свое значение и заключает эпоху человеческой жизни...