Впьесе-сказке маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. правдиво изображены капризы королевы, неискреннее поведение придворных, например, гофмейстерины, злоба и жадность мачехи и дочки, доброта солдата, верность и сердечность падчерицы. неправдоподобно, фантастично само существование братьев- месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время. таким сочетанием фантастического и реального маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.
В“капитанской дочке” а. с. пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с емельяном пугачевым. в этой повести пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. при этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “ эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. предводитель восстания емельян пугачев изображен пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его xviii—xix веков, а талантливым и смелым народным вождем. природные ум, сметка, энергичность, способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. к нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. они уважали пугачева, доверяли ему во всем. пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. для него нет хороших помещиков и представителей власти. в лице дворян он видит только врагов. поэтому он так беспощаден к капитану миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. но пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. в награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик гринев получает жизнь. три раза испытывал судьбу петр гринев, и три раза пугачев его миловал. “мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей ” и действительно, пугачев проявляет великодушие, когда освобождает машу миронову из рук швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от- пускает гринева вместе с ней. при этом он наказывает швабрина, приговаривая: “казнить так казнить, жаловать так жаловать”. при знакомстве с пугачевым гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. еще при первой их встрече, когда пугачев выступает в роли “вожатого”, гринева поражает хладнокровие этого человека. тогда гринев видит “вожатого” как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему “замечательной”: “он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. в черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское” — так описывает он внешность героя. пушкин изображает емельяна пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. речь пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в “доброго царя”. в его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего “государя”. “улица моя тесна; воли мне мало. мои умничают. они воры. мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”, — с горечью осознает пугачев, которого уже не радует власть. герой понимает, что он всего лишь самозванец. он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее. и все же главное в образе емельяна пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”. подчеркивая в пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, пушкин показывает в этом человеке лучшие черты национального характера. но пушкин далек от идеализации пугачева — предводителя крестьянского восстания. автор “капитанской дочки” отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: “не бог видеть бунт, бессмысленный и беспощадный! ” расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. он пытался воссоздать восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел пушкин мастерски реализовал.