Рассказывая о двадцати восьми годах, которые провел Робинзон на острове, Дефо впервые влитературе развернул тему работы. Именно работа Робинзону остаться человеком. Оставшись наедине с природой, герой Дефо упорно работает над изготовлением предметов домашнего обихода. Здесь рассказывается, как он строил свое первое здание, обставлял свое жилье, приручал диких коз, обрабатывал поле, лепил горшки, пек хлеб, строил лодки и много еще чего нужно было для жизни на безлюдном острове. Направляя внимание читателя к внутреннему миру своего героя, Дефо наделяет его и признаками раннепросветительского сознания. В самом деле, живя на острове, Робинзон мобилизует все свое знание о природе, изучает не только ремесла, а и закономерности климатических изменений, ход пор года и т.п. Чуть ли не превыше всего ценит он результаты деятельности человеческого ума.
«... Здесь имею заметить, - делится раздумьями Робинзон, - что ум есть основа и источник математики, а потому, определяя и измеряя умом вещи и составляя о них правильные представления, каждый со временем может научиться любому ремеслу...». Преодолевая трудности, которые возникают на каждом шагу, Робинзон пополняет свои знания об окружающем мире, глубоко сознает значение работы в жизни человека. Хотя это может показаться и парадоксальным, но одинокая жизнь учит Робинзона ценить человеческое общение, радости которого он лишен на много лет.
Ясная вещь, герой Дефо изображен как человек своего времени и обращение в мыслях ко Всевышнему для него целиком естественное. Молитва для него своеобразная деятельность - отдых от работы. Сам Робинзон признает, что длительное время его мысль «не знала Бога», что впервые он обратился к нему во время бури, а вторично - оказавшись на острове. Этой второй молитве он дает сильное реалистическое толкование, характеризуя свой экстаз как обычную животную радость существа от смерти. Важно отметить, что в жестокой борьбе со стихиями Робинзон не теряет понятия о совести, сочувствии, человечности. Так, готовясь к обороне от возможного нападения дикарей, он, хорошо подумав, приходит к выводу, что дикари - тоже люди и что они «не большие убийцы чем те христиане, которые убивают плененных на войне или - как еще и это бывает - уничтожают мечом целые армии, ничего не жалея, даже тех, кто сложил оружие и сдался».
Робинзон Крузо — моряк, оказавшийся в результате кораблекрушения на необитаемом острове в Вест-Индии недалеко от острова Тринидад и сумевший прожить на нем двадцать восемь лет, сначала в полном одиночестве, а затем с дикарем Пятницей, освоить этот остров и завести на нем хозяйство, в котором было все необходимое для жизни. Рассказывая историю своего пребывания на острове, Р. подробнейшим образом повествует о том, как обустроился его быт: какие вещи и главные инструменты ему удалось с разбившегося корабля, как он поставил себе палатку из парусины и как обнес частоколом свое жилище; как он охотился на диких коз и как впоследствии решил приручить, построил для них загон, научился их доить и делать масло и сыр; как были обнаружены несколько зерен ячменя и риса и какого труда стоило вскопать поле при деревянной лопаты и засеять его этими зернами, как пришлось защищать свой урожай от коз и птиц, как погиб один посев из-за наступления засухи и как он стал наблюдать за сменой сухих и дождливых сезонов, чтобы сеять в нужное время; как учился делать глиняную посуду и обжигать ее; как мастерил себе одежду из козьих шкур, как сушил и запасал дикий виноград, как поймал попугая, приручил его и научил произносить свое имя и т. д. Благодаря необычности обстановки все эти прозаические бытовые действия приобретают интерес увлекательных приключений и даже своего рода поэтичность. Стремясь обеспечить себя всем необходимым для жизни, Р. трудится не покладая рук, и за работой постепенно развеивается то отчаяние, которое охватило его после кораблекрушения. Увидев, что он сможет на острове выжить, он успокаивается, начинает размышлять о своей прежней жизни, находит во многих поворотах своей судьбы перст провидения и обращается к чтению Библии, которую он с корабля. Теперь он считает, что его «заточение» на острове — это божественная кара за все его многочисленные грехи, главный из которых его неповиновение воле родителей, не отпускавших его в плавание, и бегство из родного дома; в то же время он проникается глубокой благодарностью к божественному провидению, которое его от гибели и посылало ему средства к поддержанию жизни. При этом его верования отличаются конкретностью и деловитостью, свойственной его сословию. Оказавшись на острове, он размышляет о своем положении, делит лист бумаги пополам и расписывает его плюсы и минусы по двум графам: «добро» и «зло», сильно напоминающим графы «приход» и «расход» в купеческом гроссбухе. В своем мировосприятии Р. оказывается типичным представителем «среднего сословия» и обнаруживает все его достоинства и недостатки.
Рассказывая о двадцати восьми годах, которые провел Робинзон на острове, Дефо впервые влитературе развернул тему работы. Именно работа Робинзону остаться человеком. Оставшись наедине с природой, герой Дефо упорно работает над изготовлением предметов домашнего обихода. Здесь рассказывается, как он строил свое первое здание, обставлял свое жилье, приручал диких коз, обрабатывал поле, лепил горшки, пек хлеб, строил лодки и много еще чего нужно было для жизни на безлюдном острове. Направляя внимание читателя к внутреннему миру своего героя, Дефо наделяет его и признаками раннепросветительского сознания. В самом деле, живя на острове, Робинзон мобилизует все свое знание о природе, изучает не только ремесла, а и закономерности климатических изменений, ход пор года и т.п. Чуть ли не превыше всего ценит он результаты деятельности человеческого ума.
«... Здесь имею заметить, - делится раздумьями Робинзон, - что ум есть основа и источник математики, а потому, определяя и измеряя умом вещи и составляя о них правильные представления, каждый со временем может научиться любому ремеслу...». Преодолевая трудности, которые возникают на каждом шагу, Робинзон пополняет свои знания об окружающем мире, глубоко сознает значение работы в жизни человека. Хотя это может показаться и парадоксальным, но одинокая жизнь учит Робинзона ценить человеческое общение, радости которого он лишен на много лет.
Ясная вещь, герой Дефо изображен как человек своего времени и обращение в мыслях ко Всевышнему для него целиком естественное. Молитва для него своеобразная деятельность - отдых от работы. Сам Робинзон признает, что длительное время его мысль «не знала Бога», что впервые он обратился к нему во время бури, а вторично - оказавшись на острове. Этой второй молитве он дает сильное реалистическое толкование, характеризуя свой экстаз как обычную животную радость существа от смерти. Важно отметить, что в жестокой борьбе со стихиями Робинзон не теряет понятия о совести, сочувствии, человечности. Так, готовясь к обороне от возможного нападения дикарей, он, хорошо подумав, приходит к выводу, что дикари - тоже люди и что они «не большие убийцы чем те христиане, которые убивают плененных на войне или - как еще и это бывает - уничтожают мечом целые армии, ничего не жалея, даже тех, кто сложил оружие и сдался».
Робинзон Крузо — моряк, оказавшийся в результате кораблекрушения на необитаемом острове в Вест-Индии недалеко от острова Тринидад и сумевший прожить на нем двадцать восемь лет, сначала в полном одиночестве, а затем с дикарем Пятницей, освоить этот остров и завести на нем хозяйство, в котором было все необходимое для жизни. Рассказывая историю своего пребывания на острове, Р. подробнейшим образом повествует о том, как обустроился его быт: какие вещи и главные инструменты ему удалось с разбившегося корабля, как он поставил себе палатку из парусины и как обнес частоколом свое жилище; как он охотился на диких коз и как впоследствии решил приручить, построил для них загон, научился их доить и делать масло и сыр; как были обнаружены несколько зерен ячменя и риса и какого труда стоило вскопать поле при деревянной лопаты и засеять его этими зернами, как пришлось защищать свой урожай от коз и птиц, как погиб один посев из-за наступления засухи и как он стал наблюдать за сменой сухих и дождливых сезонов, чтобы сеять в нужное время; как учился делать глиняную посуду и обжигать ее; как мастерил себе одежду из козьих шкур, как сушил и запасал дикий виноград, как поймал попугая, приручил его и научил произносить свое имя и т. д. Благодаря необычности обстановки все эти прозаические бытовые действия приобретают интерес увлекательных приключений и даже своего рода поэтичность. Стремясь обеспечить себя всем необходимым для жизни, Р. трудится не покладая рук, и за работой постепенно развеивается то отчаяние, которое охватило его после кораблекрушения. Увидев, что он сможет на острове выжить, он успокаивается, начинает размышлять о своей прежней жизни, находит во многих поворотах своей судьбы перст провидения и обращается к чтению Библии, которую он с корабля. Теперь он считает, что его «заточение» на острове — это божественная кара за все его многочисленные грехи, главный из которых его неповиновение воле родителей, не отпускавших его в плавание, и бегство из родного дома; в то же время он проникается глубокой благодарностью к божественному провидению, которое его от гибели и посылало ему средства к поддержанию жизни. При этом его верования отличаются конкретностью и деловитостью, свойственной его сословию. Оказавшись на острове, он размышляет о своем положении, делит лист бумаги пополам и расписывает его плюсы и минусы по двум графам: «добро» и «зло», сильно напоминающим графы «приход» и «расход» в купеческом гроссбухе. В своем мировосприятии Р. оказывается типичным представителем «среднего сословия» и обнаруживает все его достоинства и недостатки.
Объяснение: