Песня «По смоленской дороге» написана Булатом Окуджавой в 1960 и посвящена Ж.Б. - молоденькой актрисе Жанне Болотовой, огромные голубые глаза которой не оставили поэта равнодушным.
Но она вечном – о трудной любви и ее роли в судьбе. О непонимании, разладе, отсутствии взаимности. О стремлении с дел и километров побороть чувство - и о невозможности сделать это. Тяготы дороги и метель в лицо не мешают ощущать присутствие любимого человека. Не его глаза сравниваются со звездами, наоборот, звезды – с любимыми, но холодными глазами.
Тема: дорожные размышления о любви и разлуке.
Идея: любовь вплетена в судьбу.
Композиция стихотворения подчинена ходу размышлений. В первой строфе вечерние звезды ассоциируются с глазами любимой, от их выражения зависит судьба лирического героя. Вторая строфа пронизана озареньем, что если бы его любили, судьба, может, была бы проще и легче. Но никто не удержал, не обнадежил. И третья строфа с болью констатирует холод.
Основным художественным приемом - указывающим на принадлежность к песенному жанру - является повтор. «Смоленская дорога» и ее приметы (столбы и леса по обочинам) повторяются неоднократно.
Эпитеты холодные и вечерние голубые звезды.
Сравнение: звезды, как глаза.
Метафоры: кольцо руки, и, наверное, дорога –судьба..
Рифмы в строфах перекрестные: 1-3; 2-4. Мужские: акцент на последний слог.
Ритмика своеобразная. В каждой строчке три анапестовые стопы, а затем две ямбовых. Но т.к. это песня, получается мелодично и выразительно.
Бардовская песня – особый жанр. Здесь достигается полное единство слов, мелодии и исполнения. Личность автора проявляется в полной мере. Но каждый, напевая эти строки, вкладывает в них что-то свое, частичку своей души, судьбы, характера. «По смоленской дороге» я часто напеваю одна и всегда готова подхватить.
Андрей Никитич Богословский - талантливый человек с непростой судьбой. Он был литератором и музыкантом, сыном известного советского композитора Никиты Богословского. Написал немного, но это интересные произведения. Первое им сочиненнное и опубликованное - это маленькая повесть "Верочка". Она была написанна в 1982 году и опубликована в пятом номере журнала "Юность". Это наполненная драматизмом повесть о детской жестокости.
Рассказ ведется от лица главного героя - школьника по имени Алеша. Он с обычной мальчишеской непосредственнотью рассказывает о событиях, произошедших в их классе, после прихода странной Новенькой - "девочки... Верочки", как она сама представились, отвечая на вопросы, кто она такая и как её зовут...
Это была "невысокая девочка, болезненно-рыхло-толстая, бледная-бледная, так что все жилки голубели под кожей. Лицо у неё было некрасивым, одутловатым и с какими-то очень неприятными бородавками на щеках. Но самыми странными, необычными были у неё глаза: совершенно белые".
А теперь представьте, каково было жить этому болезненному чуду, перенесшему несколько оперераций на сердце, с такими унизительными кличками, которыми в одно мгновение её наделили школьники, -"Бородавка" и " Жаба", а еще от ее фамилии Батистова- "Басистиха". Непереносимо больно находиться в классе со здоровыми, только что вступившими в подростковый возраст детьми, которые совершенно не представляли, к каким последствиям могут привести их провокации и издевательства.
Агрессивный стиль поведения по отношению к безответной, часто плачущей девочке, пробудил у Алеши какие- то новые ощущения. Что это, чувство жалости, сострадания или это просто желание поближе узнать, а как там, в ее странном, наполненном стихами и романтикой мире... А вот что случится потом - это и составляет основное содержание повествования.
Рассказ оставил тягостное ощущение вины взрослых. И оторванная от реальной жизни, спрятавшаяся в скорлупу своей душной комнаты мама Верочки, и всепрощающая учительница Мария Васильевна, с её "... что я говорю, вы же дети" не смогли предотвратить то, что можно было. Мало проинформировать одноклассников о болезни девочки. Детям нужны примеры, конкретные поступки в совместной деятельности, их бурную энергию можно и нужно было направить в другое русло.
В общем, нужна была каждодневная воспитательная работа, а не рассказы мамы о рыцарях и вздохи учительницы. Детская жестокость была, есть и будет. В случае с Верочкой предсказать её было несложно. Но и не доводить до такой гипертрофированной формы было вполне реально.
Помню в классе, где когда- то я училась, тоже был изгой, которого мы попытались травить. Даже уже тетради все его сожгли и пиджак, висящий на его стуле, весь заплевали. Вовремя были замечены взрослыми. И какая мощная работа была с нами проведена! В итоге мальчику стали , считая это делом чести... Кстати, спички я принесла. Плевать не плевала, жечь не жгла, но спички дала, да и идею поджечь тетради тоже. Но потом мальчик стал моим хорошим другом. Такое вот влияние взрослых и умных людей.
Рассказ к прочтению рекомендую, оцениваю хорошо. Благодарю вас всех за внимание к моему отзыву. Берегите себя и своих близких.
Песня «По смоленской дороге» написана Булатом Окуджавой в 1960 и посвящена Ж.Б. - молоденькой актрисе Жанне Болотовой, огромные голубые глаза которой не оставили поэта равнодушным.
Но она вечном – о трудной любви и ее роли в судьбе. О непонимании, разладе, отсутствии взаимности. О стремлении с дел и километров побороть чувство - и о невозможности сделать это. Тяготы дороги и метель в лицо не мешают ощущать присутствие любимого человека. Не его глаза сравниваются со звездами, наоборот, звезды – с любимыми, но холодными глазами.
Тема: дорожные размышления о любви и разлуке.
Идея: любовь вплетена в судьбу.
Композиция стихотворения подчинена ходу размышлений. В первой строфе вечерние звезды ассоциируются с глазами любимой, от их выражения зависит судьба лирического героя. Вторая строфа пронизана озареньем, что если бы его любили, судьба, может, была бы проще и легче. Но никто не удержал, не обнадежил. И третья строфа с болью констатирует холод.
Основным художественным приемом - указывающим на принадлежность к песенному жанру - является повтор. «Смоленская дорога» и ее приметы (столбы и леса по обочинам) повторяются неоднократно.
Эпитеты холодные и вечерние голубые звезды.
Сравнение: звезды, как глаза.
Метафоры: кольцо руки, и, наверное, дорога –судьба..
Рифмы в строфах перекрестные: 1-3; 2-4. Мужские: акцент на последний слог.
Ритмика своеобразная. В каждой строчке три анапестовые стопы, а затем две ямбовых. Но т.к. это песня, получается мелодично и выразительно.
Бардовская песня – особый жанр. Здесь достигается полное единство слов, мелодии и исполнения. Личность автора проявляется в полной мере. Но каждый, напевая эти строки, вкладывает в них что-то свое, частичку своей души, судьбы, характера. «По смоленской дороге» я часто напеваю одна и всегда готова подхватить.
Андрей Никитич Богословский - талантливый человек с непростой судьбой. Он был литератором и музыкантом, сыном известного советского композитора Никиты Богословского. Написал немного, но это интересные произведения. Первое им сочиненнное и опубликованное - это маленькая повесть "Верочка". Она была написанна в 1982 году и опубликована в пятом номере журнала "Юность". Это наполненная драматизмом повесть о детской жестокости.
Рассказ ведется от лица главного героя - школьника по имени Алеша. Он с обычной мальчишеской непосредственнотью рассказывает о событиях, произошедших в их классе, после прихода странной Новенькой - "девочки... Верочки", как она сама представились, отвечая на вопросы, кто она такая и как её зовут...
Это была "невысокая девочка, болезненно-рыхло-толстая, бледная-бледная, так что все жилки голубели под кожей. Лицо у неё было некрасивым, одутловатым и с какими-то очень неприятными бородавками на щеках. Но самыми странными, необычными были у неё глаза: совершенно белые".
А теперь представьте, каково было жить этому болезненному чуду, перенесшему несколько оперераций на сердце, с такими унизительными кличками, которыми в одно мгновение её наделили школьники, -"Бородавка" и " Жаба", а еще от ее фамилии Батистова- "Басистиха". Непереносимо больно находиться в классе со здоровыми, только что вступившими в подростковый возраст детьми, которые совершенно не представляли, к каким последствиям могут привести их провокации и издевательства.
Агрессивный стиль поведения по отношению к безответной, часто плачущей девочке, пробудил у Алеши какие- то новые ощущения. Что это, чувство жалости, сострадания или это просто желание поближе узнать, а как там, в ее странном, наполненном стихами и романтикой мире... А вот что случится потом - это и составляет основное содержание повествования.
Рассказ оставил тягостное ощущение вины взрослых. И оторванная от реальной жизни, спрятавшаяся в скорлупу своей душной комнаты мама Верочки, и всепрощающая учительница Мария Васильевна, с её "... что я говорю, вы же дети" не смогли предотвратить то, что можно было. Мало проинформировать одноклассников о болезни девочки. Детям нужны примеры, конкретные поступки в совместной деятельности, их бурную энергию можно и нужно было направить в другое русло.
В общем, нужна была каждодневная воспитательная работа, а не рассказы мамы о рыцарях и вздохи учительницы. Детская жестокость была, есть и будет. В случае с Верочкой предсказать её было несложно. Но и не доводить до такой гипертрофированной формы было вполне реально.
Помню в классе, где когда- то я училась, тоже был изгой, которого мы попытались травить. Даже уже тетради все его сожгли и пиджак, висящий на его стуле, весь заплевали. Вовремя были замечены взрослыми. И какая мощная работа была с нами проведена! В итоге мальчику стали , считая это делом чести... Кстати, спички я принесла. Плевать не плевала, жечь не жгла, но спички дала, да и идею поджечь тетради тоже. Но потом мальчик стал моим хорошим другом. Такое вот влияние взрослых и умных людей.
Рассказ к прочтению рекомендую, оцениваю хорошо. Благодарю вас всех за внимание к моему отзыву. Берегите себя и своих близких.