Жил-был старик, у него было три дочери: большая и средняя — щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. сбирается отец в город и спрашивает у своих дочерей: которой что купить? большая просит: «купи мне на платье! » и середняя то ж говорит. «а тебе что, дочь моя любимая? » — спрашивает у меньшой. «купи мне, батюшка, перышко финиста ясна сокола». отец простился с ними и уехал в город; большим дочерям купил на платье, а перышка финиста ясна сокола нигде не нашел. воротился домой, старшую и середнюю дочерей обновами обрадовал. «а тебе, — говорит меньшой, — не нашел перышка финиста ясна сокола». — «так и быть, — сказала она, — может, в другой раз посчастливится найти». большие сестры кроят да обновы себе шьют, да над нею посмеиваются; а она знай отмалчивается. опять собирается отец в город и спрашивает: «ну, дочки, что вам купить? » большая и середняя просят по платку купить, а меньшая говорит: «купи мне, батюшка, перышко финиста ясна сокола». отец поехал в город, купил два платка, а перышка и в глаза не видал. воротился назад и говорит: «ах, дочка, ведь я опять не нашел перышка финиста ясна сокола! » — «ничего, батюшка; может, в иное время посчастливится». вот и в третий раз собирается отец в город и спрашивает: «сказывайте, дочки, что вам купить? » большие говорят: «купи нам серьги», а меньшая опять свое: «купи мне перышко финиста ясна сокола». отец искупил золотые серьги, бросился искать перышка — никто такого не ведает; опечалился и поехал из городу. только за заставу, а навстречу ему старичок несет коробочку. «что несешь, старина? » — «перышко финиста ясна сокола». — «что за него просишь? » — «давай тысячу». отец заплатил деньги и поскакал домой с коробочкой. встречают его дочери. «ну, дочь моя любимая, — говорит он меньшой, — наконец и тебе купил подарок; на, возьми! » меньшая дочь чуть не прыгнула от радости, взяла коробочку, стала ее целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать обратите внимание, что в волшебной сказке важна тройственность ( три сестры, три раза ходил, только на третий раз посчастливилось и.т.д) и если сестры 3, то две старшие обязательно злые и завистливые, то же и братьев старших касается. после ужина разошлись все спать по своим светелкам; пришла и она в свою горницу, открыла коробочку — перышко финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич. повели они меж собой речи сладкие, хорошие. услыхали сестры и спрашивают: «с кем это, сестрица, ты разговариваешь? » — «сама с собой», — отвечает красна девица. «а ну, отопрись! » царевич ударился об пол — и сделался перышком; она взяла, положила перышко в коробочку и отворила дверь. сестры и туда смотрят и сюда заглядывают — нет никого! только они ушли, красная девица открыла окно, достала перышко и говорит: «полетай, мое перышко, во чисто поле; погуляй до поры до времени! » перышко обратилось ясным соколом и улетело в чистое поле финист – волшебный персонаж ,он может оборачиваться птицей, а может – добрым молодцем. на другую ночь прилетает финист ясный сокол к своей девице; пошли у них разговоры веселые. сестры услыхали и сейчас к отцу побежали: «батюшка! у нашей сестры кто-то по ночам бывает; и теперь сидит да с нею разговаривает». отец встал и пошел к меньшой дочери, входит в ее горницу, а царевич уж давно обратился перышком и лежит в коробочке. «ах вы, негодные! — накинулся отец на своих больших дочерей. — что вы на нее понапрасну взводите? лучше бы за собой присматривали
Житие бориса и глеба" является образцом книжного жития. оно создано в конце xi–начале xii века и дошло до нас в двух вариантах: "сказание" и "чтение". автор сказания неизвестен, "чтение" принадлежит нестору. в основе этих произведений книжности лежит сюжет о мученической кончине князей бориса и глеба, убитых их братом святополком в борьбе за киевский престол. в 1015 году умер князь владимир. власть в киеве захватил его сын святополк. по приказу князя был убит его брат борис, а через месяц — другой брат глеб. но третий брат ярослав двинулся в поход против святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в киеве. борис и глеб были погребены в вышгороде у церкви святого василия. их могилы стали местом паломничества1. при постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела бориса и глеба нетленны. это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. культ бориса и глеба имел важный политический смысл: он "освящал" и утверждал государственную идею, согласно которой все князья — братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим.