С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет. Когда к нему подходят Кудряш и Шапкин, Кулигин сразу же делится с ними своими эмоциями. "Восторг! " - говорит он, но они не понимают его радости, они "не видят" красоты пейзажа, потому - что погружены в житейские проблемы. Разговор сразу заходит о "темном царстве". Кулигин же не поддерживает бессмысленной болтовни. Мы замечаем его реплики только "по - делу", и когда это необходимо. "С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть", - заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: "Да не спускаю и я: он - слова, а я - десять. " Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу.
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Именно высокие художественные достоинства сделали ее излюбленным хрестоматийным текстом для школы. Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка воспитывать детей, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами. Важно, чтобы учитель, приступая к изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к ее прочтению и пересказу. Уловить «общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций», осознать идею сказки и характер ее героев, «поучиться у народной сказки» «меткости речи», очароваться стихией волшебной сказки — все это войдет в задачи трех уроков, которые будут посвящены этой прекрасной сказке. Первый урок можно начать с небольшой беседы, в ходе которой школьники должны вспомнить о подвигах главных героев народных сказок: какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои? Затем учащиеся выборочно пересказывают эпизоды сказок, в которых наиболее ярко проявляются характеры героев. Подытожив беседу и оценив пересказы, учитель обращает внимание на то, что сказка «Царевна-лягушка» посвящена прославлению творческого труда. Вот почему начать рассказ о ней целесообразно словами М. Горького: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о „ковре-самолете“. Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о „сапогах-скороходах“. Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже „дворец“, то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...» Мысли, пронизывающие текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам), также требуют знакомства с ними еще до чтения учителем текста самой сказки».