Уникальность пьесы «На дне» Максима Горького состоит в том, что на протяжении всего времени ее существования, она вызывает многочисленные споры читателей и критиков. А это значит, что с годами, и даже веками, не пропадает ее актуальность, а поднятые Горьки в своей пьесе проблемы общественной жизни, существуют и до сих пор. Кроме того, некоторые фразы, написанные Горьким в пьесе «На дне», например: «Человек…это звучит гордо», были взяты на вооружение партийным руководством СССР и долгое время использовались как пропагандистские лозунги. На протяжении всей пьесы, читатель вместе с ее героями, задумывается над смыслом жизни, над столкновением различных идей, о проблемах правды и лжи. Персонажи, которыми Горький показал жизнь «дна» общества, вызывают у читателей чувство понимания той ситуации безысходности, в которой оказалось множество людей той эпохи. В то же время, мы видим, что люди «дна» живут верой, иллюзиями на перемены к лучшему. Например, Квашня, считает себя свободной женщиной. Настя мечтает о большой и светлой любви. Но все иллюзии и мечты разбиваются о горькую и страшную правду жизни этих людей. Горький показал, что эта самая правда делает людей «дна» жестокими. И не только в отношении к жизни, но и в отношении друг к другу. А жестокость разрушает все иллюзии, все мечтания. Появление в ночлежке странника Луки еще более ужесточает и без того острые споры и рассуждения людей «дна» о смысле жизни, о человеке, о лжи, о правде. Но, Лука вносит в жизнь этих людей возникновение иллюзий о другой, лучшей жизни, с еще большей силой. А применяет он при этом сладкую ложь. Разбираясь хорошо в людях, он знает кому и что нужно сказать и в какой момент. Послушав Луку, Анна начинает верить в покой и отдых, которые ждут ее на том свете. Актер ждет появления бесплатных лечебниц, в которых лечат о алкоголизма. Васька Пепел уверовал в то, что попав в Сибирь, его ожидает вольная жизнь. Роль в пьесе образа Луки двояка: с одной стороны, может показаться, что он очень жесток к людям «дна». Ведь их и так сложная жизнь не станет лучше в дальнейшем, а обещанное Лукой никогда не сбудется.И тем большим будет разочарование жизнью, когда кто-нибудь из людей поймет, что то, о чем говорит Лука, просто неосуществимо. С другой стороны, Лука может показаться человеком. который не огрубел от сложной и порой жестокой жизни и пытается принести частичку радости и счастья другим, подобным себе людям. Центральным, и наверное, самым главным рассказом Луки, становится его повествование о им двух беглых каторжников. По мнению Луки, ни тюрьма, ни насилие не смогут человека и уж тем более научить человека добру. Единственная категория, которая сможет сделать человека добрее, по мнению Луки, это само добро. Другой герой пьесы, Сатин, говорит: «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!». Таким образом, образ Сатина как бы противопоставляется образу Луки в споре о правде и лжи. Но, с другой стороны, тот же Сатин, единственный, кто защищает старого Луку, запретив другим плохо говорить о старике. Наверное, самым главным оппонентом Луки является сам Горький. Именно писатель показывает, что ложь, которой Лука утешает людей «дна», не в состоянии кого-либо из них. Кроме того, автор пытается показать, что жизнь среди иллюзий - не выход из положения. Иллюзии приводят лишь к тому, что человек со временем полностью смириться со своим положением и не захочет что-либо реально менять. Красноречиво показывают такую позицию слова Анны: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть можно!». Долгое время не принимали образ Луки, как положительного героя, и многочисленные литературные критики. Считалось, что Лука, который призывал к милосердию, жалости, является человеком. который уходит от борьбы за лучшую жизнь и призывает смириться со своим положением живя в иллюзорном мире.