В литературе XX века, особенно послереволюционной, тема маленького человека надолго ушла в тень. Собственно, в литературе социалистического реализма до поры до времени и не могло возникнуть такой темы как актуальной. Во-первых, революция и последующие социалистические преобразования требовали героя не заурядного и тем более не маленького, а характеров крупных, героических. Во-вторых, сама постановка проблемы маленького человека была до известного предела чужда той идеологии, которая провозгласила социальное равенство всех людей. Поэтому в литературе 20-30-х годов к теме маленького человека обращались лишь очень немногие писатели, стоявшие тогда в основном на периферии литературного процесса. Наиболее примечательное явление этого ряда — рассказы Платонова, который как раз и сосредоточился на изображении маленького человека и его судеб в послереволюционную эпоху. Маленький человек у Платонова — это всегда своеобразный философ, стремящийся постичь суть и смысл всех вещей в природе. И хотя в постижении смысла жизни он идет нетрадиционными путями, его суждения о жизни, убеждения, к которым он приходит, зачастую очень верны. Маленький человек Платонова — это прежде всего человек труда ный как-то незаметно одухотворить все, что до труда касается. В этом одухотворенном труде герой находит и истину, и справедливость, и надежду. Герои Платонова довольно далеки от идеологических проблем, они идут своим путем, самостоятельно нащупывая правду жизни инстинктом рабочего человека. При этом Платонов показывает, что жизнь маленького человека важнее, глубиннее и, в сущности, содержательнее, чем проносящиеся на поверхности политические бури. В ту эпоху, когда сознание людей было в высшей степени политизировано, Платонов обращается к вечным проблемам бытия, которые ставят перед человеком рождение и смерть, круговорот природы, собственная душа. Сознание людей Платонова часто запутано, как запутана жизнь вокруг них, идейно-нравственный поиск не проходит гладко, но через недоумения и сомнения маленький человек все-таки приходит к некоторым бесспорным истинам, из которых важнейшая — любовь к людям, любовь к жизни, какой бы она ни была. Отсюда просветленный, оптимистический пафос лучших рассказов Платонова, таких как «Происхождение мастера» или «В прекрасном и яростном мире».