говоря о лирике лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, родины, вольности и т.д. однако именно мотив одиночества в лирике лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /средь бурь пустых томится юность наша…» («монолог» 1829 г.) и заканчивая лирикой последних лет: «и скучно, и грустно, и некому руку подать» («и скучно, и грустно» 1840).
истоки мотива одиночества
мотив одиночества появляется в лирике лермонтова прежде всего следованию романтическим традициям. несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам романтической и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций жуковского, баратынского, пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму байрона, (а позже и его преображение).
ответ:
говоря о лирике лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, родины, вольности и т.д. однако именно мотив одиночества в лирике лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /средь бурь пустых томится юность наша…» («монолог» 1829 г.) и заканчивая лирикой последних лет: «и скучно, и грустно, и некому руку подать» («и скучно, и грустно» 1840).
истоки мотива одиночества
мотив одиночества появляется в лирике лермонтова прежде всего следованию романтическим традициям. несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам романтической и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций жуковского, баратынского, пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму байрона, (а позже и его преображение).
подробнее: