В наше время отношение к творчеству Шолохова весьма неоднозначно. Теперь, спустя десятилетия, мы знаем, что роман «Поднятая целина» был написан по заказу Сталина, а следовательно, целью этого произведения было восхваление эпохи коллективизации. Но совсем иное отношение у современного читателя к удивительному рассказу–эпопее «Судьба человека». Ничто не изменить нашу реакцию на судьбу героев этого произведения.
В «Судьбе человека» Шолохов показал трагедию не конкретного человека, а целого народа. Образ Андрея Соколова является собирательным, и я бы сказала, что он символ эпохи Великой Отечественной войны.
Жизнь героя складывалась, как у многих других людей: «В гражданскую войну был в красной армии…В холодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел…».
Затем появилась семья, которую герой очень любил. С чувством нежности вспоминает Андрей Соколов свою жену Иринку: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, боится, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить».
Но недолгим было счастье главного героя, да и всего русского народа. Пришлось забросить мирный труд, родную землю, близких и любимых людей. Война нарушила тихую, спокойную жизнь человека–труженика. Фронт стал для целого народа основной «работой» на несколько лет.
Оценивая те годы, Андрей Соколов очень метко говорит о солдате на войне. Он разделяет их на настоящих мужчин и «этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам писали, сопли по бумаге размазывали» и совсем не осознавали, что «разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще…в тылу приходилось».
Особым местом в рассказе, по моему мнению, является описание нахождения Соколова в плену. Главный герой и здесь проявляет себя как сильная и стойкая личность. После первой неудачной попытки побега он все же «не согнулся», а стойко переносил боль и страдания.
Шолохов заостряет внимание читателей на противоборстве простого русского солдата и коменданта лагеря Мюллера. Несмотря ни на что, русский человек и здесь остается победителем. Начальник лагеря был вынужден признать внутреннюю силу Андрея Соколова: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я тоже не буду».
Сполна отплатил герой Мюллеру, убежав из плена второй раз, и снова стал на защиту родной земли. Казалось бы, теперь судьба должна смилостивится над героем, но здесь новый удар – он узнает о гибели жены и дочерей во время бомбежки в июне 1942 года. А в конце войны, в день победы, погибает и его сын…
Думаю, никто без боли в душе не может читать следующие слова Андрея Соколова: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нет у меня ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!».
Казалось бы, война отняла самое дорогое у человека, оставила его совсем одиноким и потерянным, но и тут Шолохов доказывает, что Соколову есть ради чего жить. Есть смысл жизни! Он заключается, главным образом, в стремлении сделать счастливым молодое поколение. Сделать их судьбу лучше.
Андрей Соколов усыновляет сироту Ванюшку. В этом маленьком существе он находит свою поддержку и опору. Мальчик понемногу возвращает его к жизни.
Шолохов на примере жизни своего героя показывает трагедию всего советского народа, вставшего на защиту границ родины. Автор верит в священность такой борьбы, ибо речь идет о достоинстве, чести, любви, щедрости, памяти, которые нельзя сохранить без борьбы. Пройдя через самые тяжелые и болезненные испытания, русский народ сохранил человеческое и гражданское достоинство, любовь к жизни, внутреннюю доброту.
Размышляя над судьбой своих героев, в конце рассказа писатель задумывается над будущим этих людей: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…что-то их ждет впереди?». Хочется верить, что подвиг советского народа в Великой Отечественной войне будут помнить всегда, ибо только память отгородить от подобных ошибок, страданий и потерь.
Шолохов создал данное произведение спустя годы после войны. Но описываемые им события настолько живы и точны, что кажется, будто они пережиты совсем недавно.
Писатель воссоздал всю трагедию русского народа через описание судьбы одного человека, который стал символом эпохи.
В «Судьбе человека» Шолохов показал трагедию не конкретного человека, а целого народа. Образ Андрея Соколова является собирательным, и я бы сказала, что он символ эпохи Великой Отечественной войны.
Жизнь героя складывалась, как у многих других людей: «В гражданскую войну был в красной армии…В холодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел…».
Затем появилась семья, которую герой очень любил. С чувством нежности вспоминает Андрей Соколов свою жену Иринку: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, боится, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить».
Но недолгим было счастье главного героя, да и всего русского народа. Пришлось забросить мирный труд, родную землю, близких и любимых людей. Война нарушила тихую, спокойную жизнь человека–труженика. Фронт стал для целого народа основной «работой» на несколько лет.
Оценивая те годы, Андрей Соколов очень метко говорит о солдате на войне. Он разделяет их на настоящих мужчин и «этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам писали, сопли по бумаге размазывали» и совсем не осознавали, что «разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще…в тылу приходилось».
Особым местом в рассказе, по моему мнению, является описание нахождения Соколова в плену. Главный герой и здесь проявляет себя как сильная и стойкая личность. После первой неудачной попытки побега он все же «не согнулся», а стойко переносил боль и страдания.
Шолохов заостряет внимание читателей на противоборстве простого русского солдата и коменданта лагеря Мюллера. Несмотря ни на что, русский человек и здесь остается победителем. Начальник лагеря был вынужден признать внутреннюю силу Андрея Соколова: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я тоже не буду».
Сполна отплатил герой Мюллеру, убежав из плена второй раз, и снова стал на защиту родной земли. Казалось бы, теперь судьба должна смилостивится над героем, но здесь новый удар – он узнает о гибели жены и дочерей во время бомбежки в июне 1942 года. А в конце войны, в день победы, погибает и его сын…
Думаю, никто без боли в душе не может читать следующие слова Андрея Соколова: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нет у меня ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!».
Казалось бы, война отняла самое дорогое у человека, оставила его совсем одиноким и потерянным, но и тут Шолохов доказывает, что Соколову есть ради чего жить. Есть смысл жизни! Он заключается, главным образом, в стремлении сделать счастливым молодое поколение. Сделать их судьбу лучше.
Андрей Соколов усыновляет сироту Ванюшку. В этом маленьком существе он находит свою поддержку и опору. Мальчик понемногу возвращает его к жизни.
Шолохов на примере жизни своего героя показывает трагедию всего советского народа, вставшего на защиту границ родины. Автор верит в священность такой борьбы, ибо речь идет о достоинстве, чести, любви, щедрости, памяти, которые нельзя сохранить без борьбы. Пройдя через самые тяжелые и болезненные испытания, русский народ сохранил человеческое и гражданское достоинство, любовь к жизни, внутреннюю доброту.
Размышляя над судьбой своих героев, в конце рассказа писатель задумывается над будущим этих людей: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…что-то их ждет впереди?». Хочется верить, что подвиг советского народа в Великой Отечественной войне будут помнить всегда, ибо только память отгородить от подобных ошибок, страданий и потерь.
Шолохов создал данное произведение спустя годы после войны. Но описываемые им события настолько живы и точны, что кажется, будто они пережиты совсем недавно.
Писатель воссоздал всю трагедию русского народа через описание судьбы одного человека, который стал символом эпохи.