В романе Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает типичный
молодой человек двадцатых годов XIX века. Безусловно, Онегин - персонаж
вымышленный. Однако, по мысли поэта, образ Онегина - портрет не
отдельной личности, а целого поколения на фоне реальной повседневной
жизни. Поэтому в романе наряду с героями придуманными присутствуют в
действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его
обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним
встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.
Возникновением в собственном произведении Пушкин стремился прежде
всего ярче выписать Онегина. На протяжении всего романа автор
сопоставляет системы взглядов и позиций - свои и Онегина. В произведении
автор и его герой - «приятели». Но какая же пропасть разделяет их! Мы
всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой
натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина.
Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество,
тем не менее стремится доказать, что Онегин сидит и в нем самом. Ведь,
по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин. Но разве ослаб
его дух, разве остыло его сердце?..
Противоположность характеров проявляется не только в отношении к
жизни, но и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного
Пушкина Татьяна - «милый идеал», то Онегин - ледяная душа - считает ее
не более чем «наивной девочкой».
Татьяна в ответ на свое трепетное признание в любви слышит от Онегина
лишь сухую проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать:
«Я так люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине,
который, ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и
в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора.
Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые
дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной
жестокостью. Онегин же не может окончательно порвать со всем старым,
отживающим, что связывает его по рукам и ногам; в нем еще не проснулся
борец. И почти физически мы ощущаем боль автора - боль человека за
своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.
В романе Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает типичный
молодой человек двадцатых годов XIX века. Безусловно, Онегин - персонаж
вымышленный. Однако, по мысли поэта, образ Онегина - портрет не
отдельной личности, а целого поколения на фоне реальной повседневной
жизни. Поэтому в романе наряду с героями придуманными присутствуют в
действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его
обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним
встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.
Возникновением в собственном произведении Пушкин стремился прежде
всего ярче выписать Онегина. На протяжении всего романа автор
сопоставляет системы взглядов и позиций - свои и Онегина. В произведении
автор и его герой - «приятели». Но какая же пропасть разделяет их! Мы
всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой
натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина.
Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество,
тем не менее стремится доказать, что Онегин сидит и в нем самом. Ведь,
по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин. Но разве ослаб
его дух, разве остыло его сердце?..
Противоположность характеров проявляется не только в отношении к
жизни, но и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного
Пушкина Татьяна - «милый идеал», то Онегин - ледяная душа - считает ее
не более чем «наивной девочкой».
Татьяна в ответ на свое трепетное признание в любви слышит от Онегина
лишь сухую проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать:
«Я так люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине,
который, ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и
в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора.
Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые
дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной
жестокостью. Онегин же не может окончательно порвать со всем старым,
отживающим, что связывает его по рукам и ногам; в нем еще не проснулся
борец. И почти физически мы ощущаем боль автора - боль человека за
своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.