Метафоры в стихе СНЕЖИНКА РОМАН СОЛНЦЕВ ! Колесо алмазной колесницы,
на которой эльфы пролетали,
на моей ладони серебрится,
только долго проживет едва ли.
Но, пока и светится, и греет
высшее свидетельство оттуда,
я успею, я сказать успею,
что я верил и в любовь, и в чудо.
Говорят, всего-то лишь водица
на моей останется ладони.
Ну и что? Прильну, чтоб насладиться.
Пьют же воду радуги и кони.
2000
Владимир Набоков написал свой рассказ «Обида» в 1938 году. Рассказ нам повествует о маленьком мальчике Путе, которого везут в соседнее поместье Козловых, на день рождение их сына, ровесника Пути.
Уже в самом начале рассказа равтор подчеркивает чуткость мальчика, его любовь к близким, к окружающим. Сестра и кучер усадили Путю на козлы, будучи уверенными, что это его любимое место. Хотя это и не так, мальчик не перечил близким, не хотел их обидеть. С самого начала Владимир Набоков дает понять, что название рассказа связано с мальчиком – главным героем. Путя интроверт, ему милее игры в одиночестве в родном доме, чем шумные праздники со скоплением народа. Существует мнение, что образ мальчика и события автор списал с себя, со своего детства. Ведь Набоков очень внимателен и наблюдателен, этим же качеством наделен и Путя. Он очень глубокий и эмоциональный, тонко чувствующий окружающих, их боль, их обиды, их эмоции.
И так у мальчика по его словам: «День предстоял гнетущий, отвратительный, но неизбежный», вместо любимых игр в одиночестве. Мальчик предчувствовал, и не ошибся, что будет чувствовать себя неловко и отвратительно. Когда мальчика привезли, дети уже играли с гувернантом в игры. Путя очень отличался от сверстников, которые не имели столь тонкой и чувствительной натуры, даже наоборот обладали, в какой-то мере, детской прямотой и жестокостью. Путю они не понимали, им мальчик казался «ломакой», то-есть человеком жеманным и манерным. Они даже в глаза его так обзывали. Им, с их бессердечной прямолинейностью, не дано понять того огромного эмоционального мира мальчика, который близко чувствует эмоцию каждого, и боится их обидеть. Именно поэтому, в разгар игры в прятки, Путя будучи готовым выиграть, дал увести себя незнакомой старушкой на другую сторону дома, ведь она хотела ему по своему спрятаться, а он не мог ей отказать. Так, замешкавшись, мальчик больше времени провел в закутке, и когда вышел к играющим в сад, то обнаружил что игра окончена, все ушли, а о нем забыли. Обида нахлынула на Путю. Не она и тогда, когда мальчик нашел детвору на другой стороне дома, рассматривающими совенка, ведь встречен он был фразой другого мальчика: «А вот идет ломака».
В своем рассказе Набоков очень тонко и точно описал взрослые и глубокие переживания, обиды маленького мальчика.
Источник: chitatelskij-dnevnik.ru
Объяснение:
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.
Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные
И это художественный прием. С такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.
Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.
ОБРАЗ ВРАГА
Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Вопросы и задания:
– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)
– Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
– Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
– Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
џ В каком народе живешь, того и обычая держись.
џ Своя земля и в горсти мила.
џ Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.
џ Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
џ На Руси не все караси – есть и ерши.
џ В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II