Міржақып Дулатұлы《Бақытсыз Жамал》толғауы 1. Әр кейіпкер туралы топтастыру жасаңдар: қылығы, әре-
кеті мен оның себебін ашуға тырысыңдар.
2. Шығарманың тақырыбы мен
идеясын анықтаңдар.
«Еңлік-Кебек» дастанымен салыстырып, тарихи және
көркемдік құндылығына баға беріңдер.
3. Романдағы кейіпкерлердің бейнелерін Жамал мен Ғали
образдары төңірегінде жинақтап, кластер құрыңдар. Әр
кейіпкердің рөлі туралы топта талқылап, баяндаңдар.
хэлп люди Т
Урок литературы в 7 классе по теме «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Готовясь к этому уроку, учащиеся не только прочтут повесть Толстого, но и обратятся к биографии писателя. Собирая материалы для ответа, подготовят нужные фотографии, репродукции картин, составив презентацию к уроку. Под руководством учителя они обратятся к разным образовательным информационным ресурсам. Рассуждая о поступках и поведении героя автобиографической повести великого писателя, учащиеся как бы примеривают на себя эти ситуации. Размышляя о судьбе Николеньки, ребята задумаются над своими взаимоотношениями со взрослыми. В результате коллективной работы учитель подведет своих воспитанников к выводу о необычной писательской манере Толстого: благодаря "диалектике души" показать ярко своего героя, не скрывая ни отрицательных, ни положительных черт характера. Ученики ощутят свою сопричастность к произведению, поймут важность бережного отношения к своим родителям
Небогатая провинция, тетя Полли в одиночку воспитывает двенадцатилетнего Тома Сойера. Иногда он хулиганит: он проучивает незнакомого мальчика, который прогуливается в башмаках и выглядит нахальным щеголем.
Том Сойер проявляет смышленность, когда ему в наказание предстоит белить забор. Он внушает знакомым мальчишкам, что побелка забора - это большая честь и редкостное развлечение. И ему это удается, он в этом возрасте уже является хорошимпсихологом, доказав ребятам, что хобби всегда интересно и ответственно.
После того, как учитель дубасит Тома за книгу, которую нечаянно разорвала Бекки, Том, между оскорблением и примирением в порыве отчаяния и безнадежной обиды планирует уйти в пираты. Здесь проявляется смелость и решительность его характера. Но, до Тома, увы, с опозданием доходит вся жестокость его увлекательной шалости.
Разворачивается нешуточная кровавая трагедия. Лишь Том и Гек могли бы Поттера от виселицы, но в ужасе перед Индейцем Джо они клянутся друг другу хранить молчание. Терзаемые совестью, они навещают в тюрьме Поттера, который благодарит их так трогательно, что муки совести становятся совсем нестерпимыми. Но, во время суда Том героически раскрывает правду: «А когда доктор хватил Поттера доской по голове и тот упал, Индеец Джо кинулся на него с ножом и...»
Том затевает новую авантюру — поиски клада: почему бы под концом какой-нибудь ветки старого засохшего дерева, куда тень от нее падает в полночь, не раскопать полусгнивший сундук, полный бриллиантов?!
Том отправляется на пикник со своей любимой Бекки. Вволю повеселившись «на природе», дети забираются в огромную пещеру Мак-Дугала. Бекки горько упрекает Тома за то, что он не делал отметок. «Бекки, я такой идиот!» — кается Том. Бекки в отчаянии рыдает. Том начинает проклинать себя, что своим легкомыслием погубил ее. В конце концов, благодаря мужеству Тома, дети все-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
Краткая биография мальчика раскрывает следующие черты его характера: простота и хулиганство, смышленость, смелость и решительность, совестливый и правдивый, авантюрист, легкомысленность, мужество.