“горе от ума” — реалистическая комедия. грибоедов дал в ней правдивую картину жизни. в комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества. главный герой комедии — александр андреевич чацкий. остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. образ чацкого — это что-то новое, несущее перемены. этот герой является выразителем передовых идей своего времени. фамусовское общество традиционно. его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. единственная страсть фамусова — это страсть к чинам и деньгам. убеждения чацкого и фамусовского общества различны. чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. диалоги чацкого и фамусова — это борьба. в начале комедии она проявляется не так остро. фамусов даже готов уступить руку софии, но ставит при этом условия:сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не оплошно, а, главное, поди-тка послужи. на что чацкий отвечает:служить бы рад, прислуживаться тошно. но постепенно борьба превращается в битву. чацкий спорит с фамусовым по поводу образа и пути жизни. но главный герой одинок в борьбе со московского общества, в котором ему нет места. молчалин и скалозуб — не последние представители фамусовского общества. они соперники и противники чацкого. молчалин услужлив, молчалив. он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. скалозуб показывает себя кем-то важным, деловым, значительным. но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в генералы. чацкий не терпит лжи и фальши. язык этого человека остер, как нож. каждая его характеристика метка и язвительна:молчалин прежде был так жалчайшее созданье! уж разве а тот — хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!монолог чацкого “а судьи ” беспощадно осуждает фамусовское общество. каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону фамусова. сплетни растут, как “снежный ком”. и чацкий не выдерживает. он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность. перед тем, как уйти, чацкий бросает всему фамусовскому обществу:вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет. чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален. комедия “горе от ума” внесла огромный вклад в развитие . пьеса грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.
Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами. но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо) , и вот он уже прослыл бесчестным человеком. возвратить честь сложно, а порой — невозможно. поэтому говорят: “береги честь смолоду”, с самого начала жизни. идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов а. с. пушкина. он считал, что чистота нравов народа основана именно “на уважении к личной чести гражданина”.в романе «дубровский» главный герой — владимир — представлен благородным защитником этой идеи. но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным. сам пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые дубровские остаются вне общего закона. им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли пушкина, невозможно. рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество. согласие между надменным троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. наши симпатии, безусловно, на стороне дубровского. мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: троекуров, желая отомстить, добивается, с шабашкина, несправедливого судебного решения: кистенёвка, поместье дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к кириле петровичу. сам дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума. человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. и наследником конфликта, начало которому положил старый дубровский, становится его сын. главный герой романа — владимир дубровский. несмотря на внешнюю беспечность, владимир дубровский похож на своего отца. он честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь. душевные порывы владимира часто не с жизненными требованиями. чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. всё это и приводит к печальному исходу. благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, дубровский победить не в состоянии. достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.