Контрольная работа
1. Кто из героев пьесы Горького «На дне» до ночлежки был артистом?
а) Барон б) Сатин в) Актер г) Бубнов
2. В каком из рассказов Горького есть Легенда о Данко?
а) «Макар Чудра» б) «Челкаш» в)«Старуха Изергиль» г) «Коновалов»
3.Укажите, в чем заключается особенность композиции рассказа Горького «Макар Чудра»?
а) Зеркальная композиция б) Кольцевая композиция в) Противопоставление
г)Рассказ в рассказе
4. К какому литературному течению одно время принадлежал Есенин?
а)Символизм б) Футуризм в) Имажинизм г) Акмеизм
5.Какие важные исторические события происходили в России на рубеже XIX - XX веков:
а) три революции б) отмена крепостного права
в) восстание декабристов г) крымская война
6. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
а ) Б.Пастернак б )В.Хлебников в )К.Бальмонт г )А.Фет
7. К какому направлению относится раннее творчество А.Блока:
а) Футуризм б) Акмеизм в) Символизм
8. Какое из стихотворений не принадлежит А.Блоку?
а ) «Вхожу я в темные храмы» б ) «Незнакомка» в ) «Несказанное, синее, нежное..»
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
Евгений Онегин – "лишний человек"
План.
1. Тема “лишнего человека” в русской литературе
2. Почему Евгений Онегин является “лишним человеком”?
2.1. Образование главного героя.
2.2. Не Евгения реализовать себя.
2.3. Желание перемен.
2.4. Онегин и общество.
2.5. Качества Евгения.
3. Трагедия "лишнего человека".
Сочинение:
Тема “лишнего человека” была достаточно популярна в девятнадцатом веке. Об этом типе литературного героя можно узнать из произведений Лермонтова, Гончарова, Пушкина, Тургенева и многих других. Судьба каждого персонажа интересна и зачастую драматична.
“Лишним человеком” является и Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Этот персонаж умен и образован:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил.
Ребёнок был резов, но мил.
Однако находит ли герой применение своим навыкам? Нет. Онегин всюду скучает. У него не получается проявить свои : книги скоро надоедают, писать собственные произведения тошно. В обществе главный герой тоже не может найти удовольствия, все вызывает хандру. Потому Евгений переезжает в деревню, меняет окружающую обстановку. Однако и это не его от вечной неудовлетворенности:
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же.
Мог бы Онегин стать великим человеком, внести ценный вклад в жизнь общества? Вероятно. Евгений устанавливает свой порядок в деревне, понимает необходимость что-то менять вокруг. Но он не желает высказывать свои предложения в свете.
С одной стороны, и общество не нравится Онегину:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели..
Привлечь внимание главного героя смог Владимир Ленский. Разговор с ним был интересен, “меж ними все рождало споры”. Хоть Евгений и не понимал некоторые мысли приятеля, однако уважал его чувства, не смеялся над пылким умом юноши. Оба не любили разговоры местных жителей, “бежали их беседы шумной”.
С другой стороны, главный герой невероятно зависим от общественного мнения. Что же могло толкнуть его на дуэль с другом? Боязнь обсуждений, сплетен, насмешек. Ведь отказаться, проявить благоразумие означало бы показать трусость:
..Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Онегин испытывать добрые чувства: он ценит искренность молодой Татьяны, потом показывает невероятную любовь и привязанность к ней; уважает чувства юного друга. Однако Евгений всегда одинок, ибо он не может пойти против мнения других. Общество фальшиво, цинично. Разве в нем человек проявить искренность? Онегин с раннего детства учится лицемерить, именно общество сделало его таким избалованным и скучающим. Он не может продемонстрировать свои качества в полной мере.
Итак, характер главного героя достаточно противоречив. Вероятно, Онегин мог бы изменить мир в лучшую сторону, стать прекрасным другом и замечательным мужем. Но Евгений эгоистичен, зависит от мнения общества, не желает высказывать свои идеи. Онегин так и не находит свое место в этом мире, разочаровывается во всем.