«Евгений Онегин» - труднейшее произведение А. С. Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. "Пестрота" глав, смена приемов повествования, стройная композиция текста, оригинальность жанра - все это говорит о принципиально новаторском литературном произведении - «романе жизни». Новаторство «романа в стихах» проявилось прежде всего в том, что Пушкин нашел принципиально новый тип героя - «героя времени». Таким персонажем стал Онегин.
Евгений Онегин - блестящий столичный аристократ, получивший модное для того времени воспитание:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...
Но «истинным гением» Онегин был в «науке страсти нежной». «Забав и роскоши дитя» не обременял себя государственной службой, у него была более тяжелая служба - служба светского человека.
День начинался после полудня с выбора дома, куда он поедет вечером, потом прогулка по бульвару (обязательный моцион денди), «когда недремлющий брегет» звонил, Онегин ехал обедать, потом, по звону брегета - театр, но не для того, чтобы насладиться балетом, а только чтобы «обшикать Федру, Клеопатру», навести двойной лорнет «на ложи незнакомых дам» и, наконец, кульминация дня - бал. И так («и завтра то же, что вчера») восемь лет. Итог такой жизни: "... рано чувства в нем остыли;/ Ему наскучил света шум". Вполне закономерно, что «русская хандра / Им овладела понемногу». Герой покидает светское общество, «зевая» пытается взяться за дело, увы! Результат - тоска.
Затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со светом в первой главе, с обществом деревенских помещиков во второй. Пушкин замечает, что «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм. В петербургской жизни Онегин «ничем заняться не умел». В деревне только «два дня ему казались новы», а потом - «хандра ждала его на страже».
Служба, любовь, дружба, искренние чувства, привязанность к человеку, ответственность за него, счастье, тепло, уют семейной жизни - этого не предполагает светская жизнь.
Онегин - холодный рассудочный человек. Он не верит в любовь и не любить. Это душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви.
Дружба... Автор первый иронично замечает об отношениях Онегина и Ленского: «от делать нечего друзья». Дуэль между вчерашними «друзьями» (кульминация этой сюжетной линии) - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого. Онегин стал пленником старого своего кумира - «общественного мненья».
Итог романной жизни Онегина печален:
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Онегин оказался «умной ненужностью», он закрылся от ценностей светских, но не открылся для общечеловеческих.
«Евгений Онегин» - труднейшее произведение А. С. Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. "Пестрота" глав, смена приемов повествования, стройная композиция текста, оригинальность жанра - все это говорит о принципиально новаторском литературном произведении - «романе жизни». Новаторство «романа в стихах» проявилось прежде всего в том, что Пушкин нашел принципиально новый тип героя - «героя времени». Таким персонажем стал Онегин.
Евгений Онегин - блестящий столичный аристократ, получивший модное для того времени воспитание:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...
Но «истинным гением» Онегин был в «науке страсти нежной». «Забав и роскоши дитя» не обременял себя государственной службой, у него была более тяжелая служба - служба светского человека.
День начинался после полудня с выбора дома, куда он поедет вечером, потом прогулка по бульвару (обязательный моцион денди), «когда недремлющий брегет» звонил, Онегин ехал обедать, потом, по звону брегета - театр, но не для того, чтобы насладиться балетом, а только чтобы «обшикать Федру, Клеопатру», навести двойной лорнет «на ложи незнакомых дам» и, наконец, кульминация дня - бал. И так («и завтра то же, что вчера») восемь лет. Итог такой жизни: "... рано чувства в нем остыли;/ Ему наскучил света шум". Вполне закономерно, что «русская хандра / Им овладела понемногу». Герой покидает светское общество, «зевая» пытается взяться за дело, увы! Результат - тоска.
Затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со светом в первой главе, с обществом деревенских помещиков во второй. Пушкин замечает, что «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм. В петербургской жизни Онегин «ничем заняться не умел». В деревне только «два дня ему казались новы», а потом - «хандра ждала его на страже».
Служба, любовь, дружба, искренние чувства, привязанность к человеку, ответственность за него, счастье, тепло, уют семейной жизни - этого не предполагает светская жизнь.
Онегин - холодный рассудочный человек. Он не верит в любовь и не любить. Это душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви.
Дружба... Автор первый иронично замечает об отношениях Онегина и Ленского: «от делать нечего друзья». Дуэль между вчерашними «друзьями» (кульминация этой сюжетной линии) - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого. Онегин стал пленником старого своего кумира - «общественного мненья».
Итог романной жизни Онегина печален:
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Онегин оказался «умной ненужностью», он закрылся от ценностей светских, но не открылся для общечеловеческих.