Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс 1. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
а) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм
б) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
в) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм
г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм
2. Назовите русских писателей - сентименталистов.
а) Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
б) М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев
в) Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев
г) Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин
3. В уста какого князя вложено автором "Слово о полку Игореве" "Золотое слово"
4. Какие жанры классицизма относится к "высоким"?
5. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на фоне природы?
6. Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимир Ленский?
7. В какое произведение Н. В. Гоголя включена "Повесть о капитане Копейкине"?
8. Кто является автором первого в русской литературе психологического романа?
а) А. С. Пушкин
б) Н. М. Карамзин
в) Н. В. Гоголь
г) М. Ю. Лермонтов
9. Кем была Татьяна Ларина для Пушкина:
а) Загадочный образ
б) Типичная деревенская барышня
в) Идеал русской женщины
10. Соотнесите автора и произведение
а) А. С. Пушкин 1. «Бедная Лиза»
б) М. Ю. Лермонтов 2. «Выбранные места из переписки с друзьями»
в) Н. В. Гоголь 3. «Светлана»
г) А. С. Грибоедов 4. «Анчар»
д) Н. М. Карамзин 5. «Демон»
е) В. А. Жуковский 6. «Горе от ума»
11. Как называется тип композиции в романе «Евгений Онегин»?
а) кольцевая
б) последовательная
в) зеркальная
г) циклическая
12. В каком стихотворении А. С. Пушкин затрагивает проблему назначения поэзии?
а) «Воспоминания в Царском Селе»
б) «Пророк»
в) «Деревня»
г) «На холмах Грузии»
13. К какому роду литературы можно отнести «Мертвые души» Н. В. Гоголя?
а) эпос
б) лирика
в) лиро-эпика
г) драма
14. В каких произведениях, изученных в 9 классе, использовались «говорящие фамилии»?
15. Соотнесите имя поэта и литературное течение, к которому принадлежало его творчество.
а) А.Блок 1. Акмеизм
б) А.Ахматова 2. Футуризм
в) В.Маяковский 3. Имажинизм
г)С.Есенин 4. Вне течений
д) М. Цветаева 5. Символизм
16. Где, по мнению профессора Преображенского, поселяется разруха?
17. Основная тема рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»:
а) месть Фаддея Матрёне;
б) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения
в) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;
г) деревенская история любви
18. Соотнесите художественное средство с примером его употребления
а) «Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину» (М.Ю. Лермонтов) 1. метафора
б) Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова С. Есенин) 2. оксюморон
в) «Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, // И радостно гибнет за правое дело» (К.Ф. Рылеев) 3. олицетворение
г) «Природой здесь нас суждено в Европу прорубить окно» (А.С. Пушкин) 4. сравнение
Повесть «Тарас Бульба», написанная Николаем Васильевичем Гоголем, по праву считается одной из самых прекрасных в русской литературе. В центре повести мы видим героический и бесстрашный образ народа, который сражается за независимость и свободу. Никогда прежде народная жизнь не была представлена настолько ярко и полноценно. Здесь мы видим описания жестоких сражений, поэтичных картин природы и различных чувств людей. Каждый герой имеет свои характерные черты, которые привлекают читателя или отталкивают.
Изображение природы по-особенному прекрасно. Перед нами предстает описание украинской степи, которая для Гоголя является символом сильной и могучей Родины. Каждое слово пропитано любовью к родным краям, верой в могущество и восхищением безграничными просторами. Бескрайние степи нам понять, какими были запорожцы. Ведь в такой среде могут жить только сильные, смелые, гордые и мужественные люди, которые всем сердцем любят свою Родину и намерены сражаться за нее до последнего.
Украинскую степь мы видим и днем, и ночью. В каждое время суток она имеет свои особенности. Днем степь как океан, в котором нашли свое место степные цветы и звонкие птичьи голоса. А вечером она приобретает совсем другой облик. Мы видим насколько красив закат солнца, и как небо становится темным. Вдали слышится свист сусликов и громкий крик лебедя. Для более детального описания автор использует эпитеты: «девственная пустыня», «серебряно-розовый свет», «зелено-золотой океан».
В каждой строчке описания пейзажа мы чувствуем восхищение богатством красок природы. Именно она нам понять душевное состояние героев. К примеру, когда сыновья покидают хутор, Гоголь обращает наше внимание на серость дня и пение птиц невпопад. Этого описания вполне достаточно, чтобы читатель понял состояние и чувства героев. Люди огорчены и все вокруг им кажется лишенным гармонии.
Читая описание города Дубно, мы не чувствуем какого-то особого восхищения. Скорее наоборот, появляется ощущение тревоги. На сердце юноши Андрия, по словам автора, «какая‑то духота», которая сопоставлена с образом июльской ночи. Появляется «что-то величественное и грозное», и оно как бы говорит о предстоящих страшных событиях.
При виде удивительных картин дикой природы герои забывают о грусти и проблемах: «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».
Изображение природы в повести играет особую роль. Именно поэтому это творение Гоголя считается одним из самых прекрасных.
Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.