Калашников - московский купец, человек независимого, свободного сословия. жизненные и нравственные принципы калашникова выражены в его речи перед боем. не побоявшись угроз кирибеевича, он с достоинством отвечает. калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. он готов “стоять за правду до последнева”. перед боем степан парамонович кланяется царю, церквам, “народу ”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько богу и людям. выходя на поединок, калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” степан парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. а ведь он мог, услышав о “славной семье” скуратова, поняв, что кирибеевич — опричник, повести себя иначе. многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья. калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. в этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу ивана грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к алёне дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. в эпоху бесчестья и террора калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. за это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, калашников оставил по себе добрую память. суд царский разошёлся с судом народным. калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем. антагонист калашникова — кирибеевич. кирибеевич — опричник, ревностный слуга ивана грозного. опричники (кромешники) — дружина, во главе которой стояли малюта скуратов, алексей басманов и другие любимцы иванаiv. от опричников требовалось “не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя”, доносить на изменников, “не дружиться с земскими” (то есть со всеми, не записанными в опричнину) . за это грозный наделял их властью, жаловал им собственность сосланных дворян. рабство кирибеевича — в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. выходя на бой, он кланяется только царю — не поминая ни бога, ни народа. для него бой — потеха в царскую угоду: “лишь потешу царя нашего, батюшку”. но это не мешает кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от иоанна, что алёна дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой. отличительная черта натуры кирибеевича — желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. рабская натура, угодничество кирибеевича в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. алёну дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”. соблазняя алёну дмитриевну, кирибегевич прельщает её завидным положением, богатством: “станут все тебе завидовать… ” слова кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца. вместе с тем кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в калашникове, есть удалое начало
Первое действие пьесы «Горе от ума» начинается со сцены, где Лизанька, служанка в доме Фамусовых, просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала. Причина в том, что ее хозяйка Софья ожидала в гости друга – Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы встреча их осталась в тайне от остальных домочадцев.
Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро, и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом. Чтобы ускорить процесс прощания влюбленных, Лиза переводит часы. Они начинают бить.
Фамусов, отец Софьи, застает Лизу за этим занятием. В процессе разговора Фамусов явно заигрывает со служанкой. Их беседу прерывает голос Софьи, которая зовет Лизу. Фамусов поспешно удаляется. Лиза начинает упрекать Софью в неосторожности. Софья прощается с Молчалиным. В двери появляется Фамусов. Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин оказался здесь так рано. Молчалин утверждает, что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что. Фамусов гневно отчитывает дочь, за то, что застал ее с молодым мужчиной.
Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится. Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком. Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, — полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.
В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий.Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.
В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.
Первое действие пьесы «Горе от ума» начинается со сцены, где Лизанька, служанка в доме Фамусовых, просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала. Причина в том, что ее хозяйка Софья ожидала в гости друга – Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы встреча их осталась в тайне от остальных домочадцев.
Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро, и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом. Чтобы ускорить процесс прощания влюбленных, Лиза переводит часы. Они начинают бить.
Фамусов, отец Софьи, застает Лизу за этим занятием. В процессе разговора Фамусов явно заигрывает со служанкой. Их беседу прерывает голос Софьи, которая зовет Лизу. Фамусов поспешно удаляется.
Лиза начинает упрекать Софью в неосторожности. Софья прощается с Молчалиным. В двери появляется Фамусов. Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин оказался здесь так рано. Молчалин утверждает, что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что. Фамусов гневно отчитывает дочь, за то, что застал ее с молодым мужчиной.
Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится. Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком. Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, — полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.
В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий.Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.
В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.