в повести «бедная лиза» карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными , которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
в начале повести автор описывает москву и «ужасную громаду домов» , а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «внизу… по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… на другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада… » карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре» . таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.
большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. именно она, лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «еще до восхождения солнечного лиза встала, сошла на берег москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… , но скоро восходящее светило дня пробудило все творение… »
героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. уже через несколько минут, когда происходит объяснение между лизой и эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. а после расставания влюбленных, когда лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в лизиной душе.
в эпизоде падения лизы начинается гроза. и лиза говорит, что ей страшно, что она боится, чтобы гром не убил ее как преступницу (а позднее будет другая гроза - из драмы островского, и другая героиня – катерина – будет страшиться небесного огня) .
здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние лизы, но и предвещает трагичный финал данной .
в повести «бедная лиза» карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными , которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
в начале повести автор описывает москву и «ужасную громаду домов» , а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «внизу… по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… на другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада… » карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре» . таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.
большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. именно она, лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «еще до восхождения солнечного лиза встала, сошла на берег москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… , но скоро восходящее светило дня пробудило все творение… »
героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. уже через несколько минут, когда происходит объяснение между лизой и эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. а после расставания влюбленных, когда лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в лизиной душе.
в эпизоде падения лизы начинается гроза. и лиза говорит, что ей страшно, что она боится, чтобы гром не убил ее как преступницу (а позднее будет другая гроза - из драмы островского, и другая героиня – катерина – будет страшиться небесного огня) .
здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние лизы, но и предвещает трагичный финал данной .