Николай Васильевич Гоголь — честный и смелый художник. В своей поэме “Мертвые души” он дает уничтожающую характеристику и критику существующему строю в России — крепостничеству и ее столпам — помещикам. “Повесть о капитане Копейкине”, вошедшая в поэму, показала бескомпромиссность Гоголя. Это его протест, доведенный до конца. “Повесть” рассказывает о герое войны 1812 года, потерявшем здоровье и возможность зарабатывать себе на пропитание. Учитывая свои заслуги перед отечеством, Копейкин надеется, что получит достойную компенсацию за “руку и ногу”, которые потерял на поле брани, отстаивая честь и независимость страны. “Вот мой капитан Копейкин решил отправиться, сударь мой, в Петербург, чтобы просить государя, не будет ли такой монаршей милости: “Что вот-де, так и так, в некотором роде, так сказать, жизнию жертвовал, проливал кровь...” Копейкин обивает пороги важных вельмож, которые обещают рассмотреть его дело, предлагая “понаведаться на днях...” Дни летят, капитан обивает все новые и новые пороги; автор показывает все трудности Копейкина: он еле бродит на “своей деревяшке”, не может заработать даже при наличии работы, т. к. правый рукав у него пустой. Идет время, тают те гроши, с которыми приехал Копейкин в столицу добиваться законной пенсии, но нет никакого движения в делах капитана. Вельможи предлагают ждать государя, который еще не вернулся из заграничного похода. Он пожинает лавры победителя Наполеона, а истинные безвестные герои вынуждены влачить жалкое существование или даже умереть голодной смертью. Они теперь стали не нужны, они лишняя обуза. “Вооружитесь терпением. Приедет государь, я могу вам дать честное слово, что его монаршая милость вас не оставит”. Но Копейкину невозможно ждать, деньги его кончились, как и терпение. Чтобы капитан не докучал, его выслали “на казенный счет”. Доведенный до отчаяния, Копейкин решает: “Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств себе, хорошо, найду средства!” Не и двух месяцев, как в рязанских лесах объявилась шайка разбойников “и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой...” —нетрудно догадаться, что капитан Копейкин. Гоголь не призывал к бунту, но он так ярко и правдиво показал плачевное положение простых людей, что фактически оправдывал своего героя, вынужденного заняться разбоем и грабить тех, кто давно и “на законных основаниях” грабил его и ему подобных. Смех Гоголя был острым и разящим. Его боялись: доказательство тому — “Повесть о капитане Копейкине” была запрещена цензурой. Заслуга и феномен Гоголя состоят в том, что идут годы и десятилетия, а его произведения остаются любимыми и популярными у новых и новых поколений читателей, каждое находит у писателя “свои”, близкие ему страницы. В этом величие и неувядаемая сила таланта Николая Васильевича Гоголя - “короля русской сатиры”.
Николай Васильевич Гоголь — честный и смелый художник. В своей поэме “Мертвые души” он дает уничтожающую характеристику и критику существующему строю в России — крепостничеству и ее столпам — помещикам. “Повесть о капитане Копейкине”, вошедшая в поэму, показала бескомпромиссность Гоголя. Это его протест, доведенный до конца.
“Повесть” рассказывает о герое войны 1812 года, потерявшем здоровье и возможность зарабатывать себе на пропитание. Учитывая свои заслуги перед отечеством, Копейкин надеется, что получит достойную компенсацию за “руку и ногу”, которые потерял на поле брани, отстаивая честь и независимость страны. “Вот мой капитан Копейкин решил отправиться, сударь мой, в Петербург, чтобы просить государя, не будет ли такой монаршей милости: “Что вот-де, так и так, в некотором роде, так сказать, жизнию жертвовал, проливал кровь...” Копейкин обивает пороги важных вельмож, которые обещают рассмотреть его дело, предлагая “понаведаться на днях...” Дни летят, капитан обивает все новые и новые пороги; автор показывает все трудности Копейкина: он еле бродит на “своей деревяшке”, не может заработать даже при наличии работы, т. к. правый рукав у него пустой.
Идет время, тают те гроши, с которыми приехал Копейкин в столицу добиваться законной пенсии, но нет никакого движения в делах капитана. Вельможи предлагают ждать государя, который еще не вернулся из заграничного похода. Он пожинает лавры победителя Наполеона, а истинные безвестные герои вынуждены влачить жалкое существование или даже умереть голодной смертью. Они теперь стали не нужны, они лишняя обуза. “Вооружитесь терпением. Приедет государь, я могу вам дать честное слово, что его монаршая милость вас не оставит”. Но Копейкину невозможно ждать, деньги его кончились, как и терпение. Чтобы капитан не докучал, его выслали “на казенный счет”. Доведенный до отчаяния, Копейкин решает: “Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств себе, хорошо, найду средства!”
Не и двух месяцев, как в рязанских лесах объявилась шайка разбойников “и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой...” —нетрудно догадаться, что капитан Копейкин. Гоголь не призывал к бунту, но он так ярко и правдиво показал плачевное положение простых людей, что фактически оправдывал своего героя, вынужденного заняться разбоем и грабить тех, кто давно и “на законных основаниях” грабил его и ему подобных.
Смех Гоголя был острым и разящим. Его боялись: доказательство тому — “Повесть о капитане Копейкине” была запрещена цензурой.
Заслуга и феномен Гоголя состоят в том, что идут годы и десятилетия, а его произведения остаются любимыми и популярными у новых и новых поколений читателей, каждое находит у писателя “свои”, близкие ему страницы. В этом величие и неувядаемая сила таланта Николая Васильевича Гоголя - “короля русской сатиры”.