Потому что всю жизнь все что он делал, это лежал на обломова играет в романе важную композиционную роль. начиная со ii главы гончаров приводит в квартиру обломова визитеров. волков, самовлюбленный щёголь, которому надо попасть «в десять мест». «в десять мест в один день — несчастный! — думал обломов.— и это где же тут человек? на что он раздробляется и рассыпается? » и радуется обломов, «перевертываясь на спину, что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». следующий визитер — судьбинский, бывший сослуживец обломова, сделавший карьеру. «увяз, любезный друг, по уши а выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов а как мало тут человеку-то нужно: ума его, воли, » далее приходит пенкин. вывод обломова после ухода пенкина: «да писать-то все, тратить мысль, душу на торговать умом и не знать когда же остановиться и отдохнуть? несчастный! » приходит человек без свойств, даже фамилии его никто точно не знает: то ли иванов, то ли васильев, то ли алексеев, который тоже суетится, все куда-то зовет обломова. наконец является земляк ильи ильича — тарантьев, личность не менее суетная, чем другие. он мастер говорить, шума производит много, но на дело его не хватает. «сон обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем штольца: не было у ильи ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. таким образом, сон обломова является как бы фокусом романа.
Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами. но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо) , и вот он уже прослыл бесчестным человеком. возвратить честь сложно, а порой — невозможно. поэтому говорят: “береги честь смолоду”, с самого начала жизни. идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов а. с. пушкина. он считал, что чистота нравов народа основана именно “на уважении к личной чести гражданина”.в романе «дубровский» главный герой — владимир — представлен благородным защитником этой идеи. но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным. сам пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые дубровские остаются вне общего закона. им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли пушкина, невозможно. рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество. согласие между надменным троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. наши симпатии, безусловно, на стороне дубровского. мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: троекуров, желая отомстить, добивается, с шабашкина, несправедливого судебного решения: кистенёвка, поместье дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к кириле петровичу. сам дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума. человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. и наследником конфликта, начало которому положил старый дубровский, становится его сын. главный герой романа — владимир дубровский. несмотря на внешнюю беспечность, владимир дубровский похож на своего отца. он честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь. душевные порывы владимира часто не с жизненными требованиями. чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. всё это и приводит к печальному исходу. благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, дубровский победить не в состоянии. достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.