В основе сюжета лежит история неудачного похода на половцев весной 1185 г. четырех русских князей во главе с князем Новгорода-Северского Игорем Святославичем. Однако Слово - об этом походе, а глубоко отклик на него как на событие, дающее повод для рассуждений о трагических последствиях политической разобщенности русских князей, их междоусобиц. Сам поход Игоря с его печальными результатами предстает в изображении автора С. как одно из проявлений этой разобщенности, вина за которую (а следовательно, в какой-то мере и за поход Игоря) лежит на всех русских князьях. Политический идеал автора С. - сильная и авторитетная власть киевского князя, которая скрепила бы единство Руси, обуздала произвол мелких князей.
БОН ЖУР, МАДЭМУАЗЕЛЬ КСЕНИЯ, Я РАССКАЖУ ТЕБЕ ЭТО ах, Россия, Россия, и зачем только я, капрал итальянского гарнизона Бенедитто Терразини сунулся в армию Буонапарте, вслед за моим братом - Ромео. давно уж сгнили мои кости в ужасно далеком от нашей родной Флоренции русском селе "тарутино". но дух мой расскажет ЭТ-ТО! неизвестно какой день, как я вёл своих парней на восток от Москвы. Я надеялся из плена своего Ромео, взятого казаками. еле выпросил у Мюрата уговорить маршала Даву позволить моим пойти южне основной линии. и вот наступил сей долгожднный час: внезапный налет - и мой Ромео в моих обьятьях, живой! но рано мы радовались. на следующее утро мы проснулись от ужасного нервораздирающего воя: огромный рой таежных комаров бросился на нас как стая голодных монстров. о, донна мария тэрэза, как мы бессильно метались, внутри своих походных палаток! а до рассвета еще полтора часа.. . вдруг, комары, проснувшиеся от кратковременной оттепели, начали замертво падать от внезапно ударившего мороза. вслед за этими насекомыми стали падать и мы, один за другим. я и мой Ромео умерли на руках друг у друга - не успевши докурить последнюю затяжку испанского табака. а в далекой флоренции, дома, так мило и прелестно цветут розы, под вечерние звоны колоколов нашего католического кафедрального собора.