Роман гончарова “обломов”, опубликованный в 1859 году в журнале “отечественные записки”, не только реалистически отразил тип байбачества, но и с эпической масштабностью раскрыл причины этого явления, показал состоние россии в пореформенный период, а также затронул проблемы, выдвинутые временем, и причины ухода дворянства с арены общественного развития россии. проблема влияния среды на человека уже поднималась в , но образ барина-увальня окончательно сформировался и приобрел черты типического обобщения только у гончарова. именно герой романа, илья ильич обломов, барин, воплотил черты праздности, лени, апатии, отсутствия полета мысли и чувства - словом, мертвенности духовной, которая в итоге и к смерти . рисуя портрет ильи ильича, гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к тридцати от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, непривычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. интерьер также подчеркивает безразличие и лень хозяина дома. везде царит “запущенность и небрежность”. показывая обычный день обломова, гончаров подробно описывает детали (засаленный халат, стоптанные тапочки) , постоянные призывы слуги захара для поисков письма, ход мыслей героя (вставать или полежать) и отмечает неумолимый ход времени (проснулся обломов “рано, около восьми утра”, когда подумал, что нужно вставать, был уже десятый час, но до одиннадцати утра так и не собрался подняться и гостей принимал, лежа в постели) . во всем повторяет своего хозяина и слуга захар. как неизменный халат ильи ильича, так и старый сюртук с прорехой под мышкой - атрибут захара. для обломова подняться с дивана — неимоверная трудность, для захара - оторваться от печки. как и барин, он всегда находит оправдание своей лени. препирательства одного и другого направлены на то, чтобы ничего не делать, найти отговорку от дела. захар ждет, когда барин на целый день уедет, чтобы в его отсутствие “позвать баб” и сделать уборку, а обломов ждет, когда “созреет план”, чтобы написать письмо в деревню. вся внутренняя жизнь обломова проходит в бесплодных маниловских фантазиях: то он воображает себя наполеоном, то героем сказок своей няни — словом, совершает “подвиги добра и великодушия”. даже план переустройства имения в его сознании приобретает грандиозные черты: мажордом захар, оранжереи с южными . “мысль гуляет вольной птицей”. обломов гордится своим бездельем. по его понятиям, покой и лень, тот образ жизни, который он ведет, его “нормальное состояние” - лежание — есть тот истинный образ жизни, который должен вести барин. он гневно выговаривает захару, неосторожно сравнившего его с другими: “я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! ”. однако, гордясь своей барской неприспособленностью и независимостью, обломов попадает под влияние чужой воли, начиная от захара и кончая тарантьевым с иваном матвеевичем. таким образом, в портретной характеристике, внешних деталях, образе жизни обломова гончаров показал типичные черты барина-байбака: апатию, лень, бездеятельность. не видя смысла в суетной жизни петербурга, в погоне за призрачными ценностями, ничегонеделание обломова - своеобразный протест против наступающего рационализма буржуазной эпохи. в эту эпоху обломов сохранил чистую детскую душу, но “обломовщина” - апатия, лень и отсутствие воли — его к гибели духовной и . итак, значение произведения в том, что гончаров показал реальную картину состояния российского общества, при котором лучшие задатки человека подавляются бездеятельной жизнью. образ обломова, сохранившего “ голубиную душу” в эпоху смены феодального уклада буржуазным и воплощающего лень и апатию, приобрел нарицательное значение.
. Пустынник-человек, поселившийся в пустыне, в уединении и из религиозных соображений отказавшийся от общения с людьми. Молчальник- Человек, давший обет молчания из религиозных побуждений. Праздное слово- Праздным словом, в терминах Библии, является любое слово, которое сказано не для славы Божией. Т.е. все наши слова должны реально работать, принося добро, а не просто выскакивать из наших ртов пустыми, праздными, ничего не значащими или даже несущими зло. Нестяжание- Бескорыстие, отсутствие алчности, страсти к богатству.
Праздное слово- Праздным словом, в терминах Библии, является любое слово, которое сказано не для славы Божией.
Т.е. все наши слова должны реально работать, принося добро, а не просто выскакивать из наших ртов пустыми, праздными, ничего не значащими или даже несущими зло.
Нестяжание- Бескорыстие, отсутствие алчности, страсти к богатству.