князь николай андреевич — человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в xviii
веке строил мощную российскую государственность, приближенный екатерины ii, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно талантам, а не стремлению сделать карьеру. он один из тех, кто служил
отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при павле. высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. оба презирают выскочек, карьеристов, типа курагина.
оба болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим.
при сравнении князя андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. князь андрей, конечно, шагнул гораздо дальше николая андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука) . отец болконский верил в прогресс и будущее величие родины, которому служил всеми силами. старый князь живет в россии, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать частью вселенной. он совершает подвиг, но не подвиг патриота. это подвижничество апостола, и недаром толстой наделяет его апостольским именем.
отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления, для старого болконского в князе андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. умирающий болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о « птицах небесных» . он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына.
война и мир» завершается темой отца и сына, темой апостольского
служения богу, темой единения людей. толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что андрей у него — апостол новой, толстовской религии. это подробно показано в книге б. бермана
« сокровенный толстой» . но главное — тема отца и сына, важная для (« отцы и дети» ), в « войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения бога сына богу-отцу.
князь николай андреевич — человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в xviii
веке строил мощную российскую государственность, приближенный екатерины ii, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно талантам, а не стремлению сделать карьеру. он один из тех, кто служил
отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при павле. высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. оба презирают выскочек, карьеристов, типа курагина.
оба болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим.
при сравнении князя андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. князь андрей, конечно, шагнул гораздо дальше николая андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука) . отец болконский верил в прогресс и будущее величие родины, которому служил всеми силами. старый князь живет в россии, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать частью вселенной. он совершает подвиг, но не подвиг патриота. это подвижничество апостола, и недаром толстой наделяет его апостольским именем.
отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления, для старого болконского в князе андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. умирающий болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о « птицах небесных» . он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына.
война и мир» завершается темой отца и сына, темой апостольского
служения богу, темой единения людей. толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что андрей у него — апостол новой, толстовской религии. это подробно показано в книге б. бермана
« сокровенный толстой» . но главное — тема отца и сына, важная для (« отцы и дети» ), в « войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения бога сына богу-отцу.