В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра «Край ты мой, родимый край!..». Удивительно, как при всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории родной страны вызывало неподдельный интерес графа. Перу Толстого принадлежит значительное количество исторических произведений: многочисленные и стихотворения, роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия, посвященная Смутному времени, пьеса «Посадник». В этом контексте примечательна пародийная «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», в которой даны основные события от крещения до 1868 года.
В произведении «Край ты мой, родимый край!..» отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья. Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная Алексеем Константиновичем. Второе четверостишие открывается древнерусским словом «гой». Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы «гой еси», обозначающей «будь здоров» или «будь жив». Чаще всего встретить это выражение можно в былинах.
Образы, использованные поэтом в первом четверостишии, позволяют понять его отношение к родной страны. Лошадь — символ гармоничного движения, мощи, грациозности, красоты. Бег конского стада на воле завораживает и восхищает. Орел олицетворяет скорость, полуденное солнце, духовное начало в человеке, ассоциируется с величием, отвагой, имперской властью. Волк имеет двойственную символику. Если трактовать его образ в положительном ключе, то животное воспринимается как олицетворение победы и храбрости, эмблема воинов. Существует версия, что Толстой упоминает коня, волка и орла в качестве трех ипостасей родины.
Для лирики Алексея Константиновича характерно наличие черт народно-поэтического стиля. Именно поэтому стихотворения графа зачастую близки к песне, что не осталось без внимания многих русских композиторов. На музыку положено и произведение «Край ты мой, родимый край!..». В разное время к нему обращались Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Владимир Ребиков и Николай Стрельников.
В произведении «Край ты мой, родимый край!..» отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья. Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная Алексеем Константиновичем. Второе четверостишие открывается древнерусским словом «гой». Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы «гой еси», обозначающей «будь здоров» или «будь жив». Чаще всего встретить это выражение можно в былинах.
Образы, использованные поэтом в первом четверостишии, позволяют понять его отношение к родной страны. Лошадь — символ гармоничного движения, мощи, грациозности, красоты. Бег конского стада на воле завораживает и восхищает. Орел олицетворяет скорость, полуденное солнце, духовное начало в человеке, ассоциируется с величием, отвагой, имперской властью. Волк имеет двойственную символику. Если трактовать его образ в положительном ключе, то животное воспринимается как олицетворение победы и храбрости, эмблема воинов. Существует версия, что Толстой упоминает коня, волка и орла в качестве трех ипостасей родины.
Для лирики Алексея Константиновича характерно наличие черт народно-поэтического стиля. Именно поэтому стихотворения графа зачастую близки к песне, что не осталось без внимания многих русских композиторов. На музыку положено и произведение «Край ты мой, родимый край!..». В разное время к нему обращались Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Владимир Ребиков и Николай Стрельников.