В
Все
Б
Биология
Б
Беларуская мова
У
Українська мова
А
Алгебра
Р
Русский язык
О
ОБЖ
И
История
Ф
Физика
Қ
Қазақ тiлi
О
Окружающий мир
Э
Экономика
Н
Немецкий язык
Х
Химия
П
Право
П
Психология
Д
Другие предметы
Л
Литература
Г
География
Ф
Французский язык
М
Математика
М
Музыка
А
Английский язык
М
МХК
У
Українська література
И
Информатика
О
Обществознание
Г
Геометрия
лукашук
лукашук
10.09.2022 10:30 •  Литература

35 за !
! !
какие нравственные уроки пушкин даёт нам, живущим в 21-м веке в "маленьких трагедиях"? ​

Показать ответ
Ответ:
emerenkova1
emerenkova1
25.11.2019 01:03

ответ:

основной пафос "маленьких трагедий", а соответственно, то,

что их объединяет в единое целое - попытка показать в

разных аспектах ценность нравственных законов,

их непреложность.

пушкин показывает несколько вариантов отхода людей от

нравственных законов (по разным причинам) и приходит к

выводу, что любой отход от нравственного закона приводит

к деградации личности, человек лишается самого главного —

смысла своего бытия.

пушкин как бы кладет на одну чашу весов нравственный закон,

а на другую помещает попеременно человеческие соблазны.

в "скупом рыцаре" это- власть.

для барона скупость и накопительство - не цель.

золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми.

под воздействием этой страсти происходит постепенная

деградация человека в бароне.

нравственные ценности замещаются у него жаждой власти

(она же жажда денег).

в результате в бароне не остается никаких человеческих черт,

никаких человеческих чувств - ни любви к сыну, ни любви к ближнему,

ни сострадания.

в "моцарте и сальери"-это слава.

сальери всю жизнь добивается славы, но, достигнув ее,

понимает, что природа творчества иная - пример тому моцарт.

творчество, по пушкину, это воплощение радости жизни,

чувство полноты бытия. сальери свою творческую

деятельность подчинил совсем иному - для него главное

не творчество, но то, что это творчество дает - успех, слава.

для того, чтобы добиться признания.

его творчество, основанное на соблазне (слава),

не является творчеством истинным, а по пушкину,

и не может являться таковым.

именно от того, что изначальные побудительные мотивы

в творчестве сальери не были нравственны, возникает

порочный круг.

одни безнравственные поступки другие.

жажда славы порождает в сальери зависимость от

мнения толпы, лишает его свободы, а без свободы никакое

творчество невозможно.

то, что сальери начинает завидовать моцарту, закономерно.

моцарт создает гениальные произведения, но именно потому,

что не ставит своей целью славу и шумный успех.

то, что для сальери непостижимо

(моцарт останавливается слушать уличного музыканта), для моцарта — способ чувствовать себя свободным, ощущать полноту и радость бытия.

своим существованием моцарт опровергает систему ценностей

сальери, и для сальери (который уже преступил нравственный

закон, взявшись за творчество с нечистой целью)

само собой разумеющимся представляется выход- отравить моцарта.

одна из центральных идей пушкина - идея о том, что гений

и злодейство-две вещи несовместные.

злодейство - результат ложного пути, результат нарушения

нравственного закона, к злодейству идут достаточно долго,

постепенно, и на первый взгляд незаметно.

в"каменном госте" пушкин на противоположную нравственному

закону чашу весов кладет волю личности,

"эго" отдельного человека.

философия дона гуана - философия индивидуализма.

однако у пушкина противостояние героя-индивидуалиста

и общечеловеческих нравственных законов доведено

до максимума.

дон гуан сознательно попирает их, чтобы ощутить свою волю,

власть. он противопоставляет свою волю божьему промыслу,

стремясь в своем своеволии сравниться с богом.

именно таков пафос трагедии.

в "пире во время чумы" пушкин на противоположную

нравственному закону чашу весов кладет смерть, осязаемым

воплощением которой и является чума.

осознание неизбежности смерти преследует всех живых существ.

чума лишь обостряет это чувство. герои"" как бы

себе извечный вопрос: какой смысл этой жизни, если рано

или поздно она все равно прекратится, все будет прах?

личность, нетвердая в убеждении незыблемости нравственных

законов, в их абсолютной ценности, не способна противостоять

в ситуации, когда для нее не решен этот вопрос.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота