20
1. прочитайте отрывок из повести а и. «олеся», составьте тезисный плая текста.
2. сопоставить двух героннь одесо из повести а.и. и асю из овести
и.с.тургенена.
3. выразите свое отношение к героиням.
не одна красота олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная,
свободная натура, ее ум. одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным
суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины. она
не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее
первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве
земли и вселениой, об ученых людях,
казалось
о больших городах. многое ей
удивительным, сказочным, неправдоподобным. но я с самого начала нашего знакомства взял
с нею такой серьезный, искренний и простой тон, что она охотно принимала на
бесконтрольную веру все мои рассказы. иногда, затрудняясь объяснить ей что-нибудь,
слишком, по моему мнению, непонятное для се полудикарской головы (а иной раз и самому
мне не совсем ясное), я возражал на ее жадные вопросы: «видишь ли. я не сумею тебе
этого рассказать. ты не поймешь меня».
toгда она принималась меня умолять:
— нет, , , я вы хоть как-нибудь хоть и
непонятно..
она принуждала меня пускаться в чудовищные сравнения, в самые дерзкие примеры, и
сама мне целым дождем
если я затруднялся подыскать выражение, она
нетерпеливых вопросов, вроде тех, которые мы предлагаем заике, мучительно застрявшему
на одном слове. и действительно, в конце концов ее гибкий, подвижной ум и свежее
воображение торжествовали над моим педагогическим бессилием. я поневоле убеждался.
что для своей среды, для своего воспитания (или, вернее сказать, отсутствия его) она
обладала изумительными
Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом — пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании "картошек" — это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что "захотелось водицы испить". И это после страшных рассказов о нечистой силе!
В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими "байках" о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: "Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!" Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть "свежее личико" и "большие тихие глаза" семилетнего Вани, горевшее "смелой удалью и твердой решимостью" лицо Павла.
Противоположное понятие о чести складывается у Швабрина. Он с легкостью изменяет свою позицию и переходит на сторону Пугачева, становясь его угодником. Он – настоящий льстец. Отвратительно ведет себя Швабрин и по отношению к Маше. Девушку, к которой питает чувства, он морит голодом. Она по сути становится его пленницей. Такое поведение характеризует его как абсолютно бесчестного человека. Понятие чести характерно и для другого героя произведения – Емельяна Пугачева. Несмотря на то, что Гринев, по сути, является его врагом, он милует его, оставляя в живых. Ведь Пугачев помнит чужую милость и благодарит за нее. Таким образом, основной темой произведения является тема чести. Не зря Александр Сергеевич сказал, что вырабатывать это качество в себе необходимо с юных лет.