1.Установіть відповідність між персонажем та цитатою про нього
а) Максим Гудзь б) Чіпка в) пан Польський г) Грицько
1) «дуже палкий погляд,бистрий, як блискавка»
2) «перший дукач на все Гетьманське, перша голова в повіті, найщиріший земець»
3) «палкий, як порох, сміливий, як голодний вовк»
4) заліз у якийсь полк, терся до передніх вельмож, поки таки дотерся… до Пісок»
5) свій, на прибуток напрямлений розум
2. Установіть відповідність між дійовими особами та їхніми репліками
а) Мартин б) Марися в) Гервасій г) Микола
1) «По батьківському молитовнику легше молитися»
2) «Нам що? Вдень наробишся, а ввечері разом з соловейком, щебечемо по садках…»
3) «Герб – то єсть знак шляхетського достоїнства!»
4) «Краще жить на світі щасливим мужиком, ніж нещасним паном»
5) «Умственная робота – висшого порядка предмет»
3. Установіть відповідність,
Герой
А Азазель Б Єгошуа В Датан Г Єгова
Вчинок
1 карає пророка за сумнів
2 закликає «До походу! До бою»
3 веде свій народ до землі обітованої
4 закликає народ закидати пророка камінням
5 намагається підірвати віру Мойсея
4. Установіть відповідність.
Художній засіб
1 метонімія
2 іронія
3 тавтологія
4 антоніми
Приклад
А … хмари розійшлися; виплив ясний місяць...
Б ...землянка, така ще недавно привітна, тепла, стала холодною та неодрадною...
В …з-під густих брів блискає блискавка...
Г … замалим не все село вибігло з хат...
Д … терся до передніх вельмож, поки таки дотерся до генерала... і до Пісок!
В стародавние, тёмные времена, отрок молодой пришёл в храм, молиться да поклоны бити. Услыхал о том бес проклятущий, да как начал всё время как-бы невзначай крутился возле алтаря, и всё скрежетал, что ты там затих, почему тебя не слышно? Испугался отрок, слова вымолвить не может. Так проклятый как начал ломиться в душу, и орать, что ты там молчишь, что с тобой? Начал поносить его и ругаться, да так, что ужас брал поневоле, смущал отрока что вообще душу с тела вырвет. Бес вопил, что, нежели молится и с закрытыми глазами, причём не просто стоя, а непосредственно на коленях, стращал тем, что убъёт, и сам потом отрока благоверного смущал, говория: вот я ругнусь и прокляну, и ты так делай! Сомкнул очи отрок глаза в ужасе диком, и слышит, бес где-то у алтаря встал в отдалении. Набравшись смелости, взял крест в руки, и на пол, накарачики присел, а там щель очень широкая снизу у алтаря, ну и взглянул он в щель и смотрит. А там бес прямо в щель смотрит, и ухмыляется: ну что? Смутился?
Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы». Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова...». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили... Но вот зло — князья мне не в худо времена обернулись». Основной в «Слове...» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова...». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо. Во-вторых, патриотическая идея «Слова...» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».