1. Род литературы, к которому относится произведение Пушкина «Капитанская дочка»:
а) лирика;
б) драма;
в) эпос
2. Василиса Егоровна, жена коменданта Белогорской крепости Миронова, отказалась покинуть мужа в опасности, так как:
А) не была уверена в боеготовности защитников крепости;
Б) не хотела расставаться с мужем, желала разделить с ним судьбу;
В) ей некуда было уезжать
3. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:
а) « Честь лучше бесчестья»;
б) «Долг платежом красен»;
в) «Береги честь смолоду»
4. Мцыри говорит старому монаху:
…Жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
В его словах заключена важная мысль:
а) в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества;
б) три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в которых он проявил себя как боец;
в) за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре.
5. Мцыри совершает побег из монастыря:
а) во время грозы;
б) ночью, когда все спят;
в) во время очередного богослужения, когда все находятся в церкви;
г) на рассвете
6. Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву по дороге в Белогорскую крепость, построена:
А) на антитезе;
Б) на аллегории;
В) на сравнении
7. Кульминацией поэмы «Мцыри» является :
А) встреча с молодой грузинкой;
Б) «песня рыбок»;
В) побег из монастыря;
Г) бой с барсом
8. Маша Миронова не соглашалась выходить замуж за Петра Гринёва, потому что:
а) она не достигла совершеннолетия;
б) ей было трудно разобраться в чувствах и выбрать достойную партию;
в) родители Гринёва не дали своего благословения на брак
9. Смерть Мцыри трактуется как:
а) трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы;
б) протест против насилия над личностью;
в) освобождение от зависимости, обретение свободы
10. Творческий метод Лермонтова в поэме «Мцыри»:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм
№2 Письменный ответ на вопрос.
Из стихотворения А.С. Пушкина «Туча» выпишите изобразительно-выразительные средства и назовите их.
Вспомните, какой пословицей начинается повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Что хотел сказать ею автор? Какова тема и идея «Капитанской дочки»? Дайте развернутый ответ.
Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него.
Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей.
Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал.
Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери.
Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья.
И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.
2. Отношение к театру. Пушкин называет театр "волшебным краем". Он восхищен театром. Онегин же не находит ничего дивного. Когда Евгений приходит в театр, то, глядя на сцену, зевает и отворачивается.
3. Проявление любви. Пушкин умеет любить по-настоящему. Он трепетно вспоминает о своих чувствах. Онегин же в любви был лицемерен. Он "порой блистал послушною слезой", "в сердечных письмах... небрежен".
4. Отношение к деревне. Пушкин любит деревню. Он "был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины". Евгений в деревне скучает. Он едет туда, чтобы убежать от скуки, но она настигает его и там. Он не восхищен красотой природы, слишком быстро ему приедается деревенский пейзаж.