1. Определите название произведения и его автора.
а) Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
б) Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?
а) «Капитанская дочка» (А.С.Пушкин)
б) "Бедная Лиза" (Н. М. Карамзин).
в) "Властителям и судиям" (Г. Р. Державин).
г) "Мцыри" (М. Ю. Лермонтов).
3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилась она.
а) сравнение
б) гиперболу
в) олицетворение
г) эпитет
Часть 2.
Кратко запишите ответ.
1. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения"?
2. Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"?
Часть 3.
Письменно ответьте на во предложения):
Отметьте особенность стихотворений о родине, изученных в 9 классе.
Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература в то неспокойное время?
Полтора века назад российский регион вряд ли можно было бы назвать спокойным. На самом деле именно тогда русский народ начал сражаться за свою свободу, сначала от царской воли, определявшей вопросы жизни и смерти, а потом и от эксплуатации со стороны крупных капиталистов, пришедших в страну.
Когда освобождение от самого настоящего рабства, коим было крепостное право, не принесло людям удовлетворения, так как повсеместная эксплуатация человека продолжилась. Это, в свою очередь, привело к тому, что народное негодование привело к расцвету в стране коммунистических идей, давших свои плоды через несколько десятилетий.
Хорошо это или плохо, мы рассуждать не будем, сказав лишь то, что события, имевшие место тогда, так или иначе отразились и на сегодняшней действительности. Они стали предпосылками тому, что Россия сейчас является такой, какой мы ее видим, со всеми ее положительными и отрицательными чертами.
Теперь вы можете представить себе, какого было наблюдать все эти эпохальные события современникам, которые могли не только констатировать факты происходящих в стране изменений, но и делать выводы о том, как это будет сказываться на России в будущем. Интеллектуалы, вроде писателей и поэтов в те далекие времени сильно переживали происходящее. И именно эта стрессовая ситуация в общества в свое время и могла стать тем катализатором, который позволил выйти в свет действительно уникальным по своей силе и значению произведениям литературы.
За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.Раз спрашивает сороку синичка-птичка:— Откуда, тётенька, ты пряники с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.— А у чёрта на кулижках, — отвечала сорока-белобока, обманула синичку.— Неправду ты говоришь, тётенька, — пискнула синичка-птичка, — у чёрта на кулижках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи — всё равно выслежу.Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, всё дочиста.И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…— Что с тобой, тётенька? — спрашивает синичкаптичка. — Или болит чего?— Трудилась я, — охает сорока, — истомилась, кости болят.— Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава Сандрит, от всех болестей целит.— А где Сандрит-трава растёт? — взмолилась Сорока-белобока.— А у чёрта на кулижках, — ответила синичкаптичка, крылышками детей закрыла и заснула.«У чёрта на кулижке одни сосновые шишки, — подумала сорока, — да и те пустые», — и затосковала: очень живот болел у белобокой.И с боли да тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока — голобока.От жадности.