1«герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков ……………………………………………………». 2 «его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …………………………………………………………………………………». 3 « … о глазах я должен сказать ещё несколько слов. во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! вам не случалось замечать такой странности у некоторых это признак – или ………………………………………………………………………………………………….». 4 «я понял его: бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, – и как же ………………………………………………………………………………..». 5 «грушницкий слывёт отчаянным храбрецом; я его видел в деле: он махает шапкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. это что-то ………………………………………………….». 6 «и тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. я сделался …………………………………………………………………………………………………….» .7. «надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я не любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен, женится – прости любовь! моё сердце ……………………………………………………………………………………..». 8 «… спрашиваю себя невольно! зачем я жил? для какой цели а, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные … но я ……………………………………………………………………………………….».
Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).
«Борис Годунов» — первая реалистическая трагедия в русской литературе (достоверность и объективность изображения).
Каков литературный строй трагедии "Борис Годунов" ?
1)написана в стихах
2)написана прозой
3)в стрихотворный текст вставлены сцены, написанные прозой
4)в прозаический текст включены отдельные стихи
Пушкин называл "Бориса" Народной драмой. И следовал шекспировской традиции. А у Шекспира проза и поэзия существуют на равных.