Инструкция: 1. На белом листе бумаги начертите с циркуля окружность
диаметром 14 см. Затем на этом же листе бумаги вычертите малый
круг диаметром 5 см и далее еще три круга с диаметрами 7, 9, 11 см
соответственно. По краю этих кругов прочертите фломастером линии.
2. Из цветной бумаги изготовьте маленькие кружки диаметром по
1 см. Из синей бумаги (протоны) изготовьте 10 кружков; из красной
(нейтроны) 10-15 кружков; из зеленой бумаги (электроны)
изготовьте 10 кружков.
3. Далее одни учащиеся делают диаграмму Бора для углерода, дру-
для кислорода и т. п.
4. Определите, какое число частиц содержит атом, и приклейте
на лист в первый круг (ядро) протоны и нейтроны. Затем, определив
число энергетических уровней, приклейте на соответствующих уровнях
электроны. В итоге получите модель атома, представленную в диаграмме
Бора.
Al - Si - P - Cl
В примере а) тоже было бы просто, если бы все элементы находились в главной подгруппе: при продвижении снизу вверх по группе металлические свойства ослабляются. Но Cu не находится в главной подгруппе.
В этом случае выручит шкала относительной электроотрицательности. Чем больше электроотрицательность, тем сильнее у элемента выражены неметаллические свойства. Поэтому в примере а) их нужно расположить так:
Rb - K - Na - Li - Cu
2) Добавим хлорид кальция, в пробирке, где образовался осадок, находится силикат калия:
CaCl2 + K2SiO3 = CaSiO3 + 2KCl
Ca(2+) + 2Cl(-) + 2K(+) + SiO3(2-) = CaSiO3 + 2K(+) + 2Cl(-)
Ca(2+) + SiO3(2-) + CaSiO3
3) К оставшися двум пробиркам добавим хлорид бария. В пробирке, где образовался осадок, находится сульфат калия:
BaCl2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KCl
Ba(2+) + 2Cl(-) + 2K(+) + SO4(2-) = BaSO4 + 2K(+) + 2Cl(-)
Ba(2+) + SO4(2-) = BaSO4
4) В оставшейся пробирке находится хлорид калия