Қазақ әдебиеті » пәнінен 1-тоқсан бойынша жиынтық бағалау тапсырмалары 1. Қазақ әдебиеті – [1]
А. Рухани, мәдени мұра
В. Материалдық мұра
С. Шежіре
Д. Ежелгі дәуір әдебиеті
2.Кендебайдың әкесінің аты кім? [1]
А. Байбөрі В. Ерназар С. Қазанғап Д. Қарабай
3.«Мынау таудан әрі ассаң, ағып жатқан өзенді көрерсің, ортасында бір арал бар», бұл қай кейіпкердің сөзі? [1]
А. Ханның баласы В. Тазша бала С. Шалқұйрық Д. Керқұла ат
4. Асан ата Торғай өзенін көргенде: [1]
А. «Тау – тасы кеш болғанда ыңыранып жатады екен қойдың жері екен», - дейді. В. « ... алты ай арықтатып, мінген ат бір айда майға бітетін жер екен», - дейді. С. «Мына шіркіннің топырағы асыл екен, бос жылқы шідерлеп қойғандай тоқтайтын жылқының жері екен», - дейді.
Д. Ақ шабағы май татыған, ағар суы бал татыған жер екен», - дейді
5. Асан қайғының жерұйықты іздеудегі мақсаты неде деп ойлайсыңдар? [2]
6. Алтын құйрықты құлындарды әкелген соң хан Кендебайдың тілегін естіп, оған қандай шарт қояды? Ойыңызды 2-4 сөйлеммен дәлелдеп жазыңыз. [2]
7. Қатуланып, қаттанып,
Буырқанып, бұрсанып,
Мұздай темір құрсанып,
Қабағынан қар жауып,
Кірпігіне мұз тоңып.
Берілген портрет қай кейіпкердікі? Кейіпкер неге ашуланды? Өз тұжырымыңызды 2-4 сөйлеммен түйіндеңіз. [2]
8. Асан қайғы атамыз сияқты сендердің ойларыңша, қазіргі Қазақстанның жерұйығы қай жер? Неге? Сараптама жасаңыз. Өз көзқарасыңызды дәлелдеп, «Қандай көркем туған өлкем!» тақырыбында жазба жұмысын жазыңыз. (Сөз саны – 120) [5]
связи слов
Слова в предложении используются в гармонической связи друг с другом. Не все слова, стоящие рядом, соединяются друг с другом. Существует определенная закономерность связывания слов в предложении. На казахском языке слова в предложении связываются посредством сложения, шуршания, порядка расположения слов, интонации.
1) Слова связываются между собой падежами, падежами, падежами. В присутствии этих продолжений происходит определенное синтаксическое отношение, грамматическое значение из взаимосвязи слова.
Например:я люблю свою Родину+ым+. Где (-тәуел) зависимое присоединение, (- ды) присоединение падежного падежа, (- м) связное присоединение.
2) слова связываются по слогам.
Например: Казахская страна укрепляет свою солидарность во имя мира. В этом и заключается смысл цели, которая играет вс роль.
3) слова также связаны с порядком места.
Например: в предложении о том, что вы бороли шоссе деревянной лопатой, слово камень и дорога, дерево и лопата указывают на то, что определитель связывается с порядком места в отношениях. А если изменить место этих слов, то рождается совершенно другое значение или бессмысленное предложение (каменная лопата, деревянная дорожка). Эти слова вступают в контакт друг с другом через последовательный порядок мест.
4) общение через интонацию. Здесь порядок места в двух словах четкий, между ними сохраняется ритм голоса, второе слово звучит немного приподнято, а в письме эти слова отделяются дефисом.
Например: он-бухгалтер.
Существует пять типов слов в казахском языке. Это: скрещивание, матасу, овладение, сопряжение, осязание.
1) Соединяем причастие в единственном и множественном числе в одной и 1-2 сторонах через стыковое соединение начальной и повествовательной. В предложении о том, что Ильяс выбежал из магазина, Ильяс и вышел, начальное и повествование пересекаются на III стороне.
2) түрін род причастий падежных и зависимых соединительных слов называется матасу. Мой отец говорил о героизме, заботе Бауыржана. Здесь живет мой отец , героизм Бауыржана, забота Бауыржана.
3) овладение формой связи придаточных и придаточных слов путем соединения или сопряжения одного из падежных соединений, кроме названия и названия.
На этот раз ИГИЛ вернулся из Кызылжара с обидой. - Я не хочу, чтобы ты вернулся из дома.
4) форма связи путем параллелизма в результате строгого порядка расположения слов называется связью.
Что родина субботник
А. А. Шалкар...
В этом случае, если мы поменяем место, то связь будет нарушена.
5) вид связи придаточных и придаточных звеньев путем нахождения их как близко, так и на расстоянии без выбора места называется прикосновением.
В этом году он заканчивает школу. В этом предложении слово (придаточное) в этом году заканчивает (придаточное), и он заканчивает школу в этом году.
1921 жылдан Қазақ телеграф агенттiгi (ҚазТАГ) жұмыс iстейдi. Респ. радио хабары 1931 ж. берiле бастады. 1974 ж. радио хабарларының орта тәулiктiк көлемi 5 респ., 19 облысы бағдарлама бойынша 70 сағ болып, 200 ауданы және 8 қалалық радио редакция жұмыс iстеген болса, қазiр 60-тан астам қоғамдық-танымдық бағдарлама, 20-ға жуық муз. ойын-сауық бағдарламасы бар (2003) (қ. Қазақ радиосы). 1958 ж. тұңғыш телехабар берiлсе, 1972 ж. 15 телевизия студиясы және 40-тан астам ретранслятор жұмыс iстедi (қ. Қазақстан телеарнасы). Респ. радио мен телевизия қазақ, орыс, корей, ұйғыр, немiс, Әзірбайжан, түрiк, татар тiлдерiнде хабар бередi.