Очаги цивилизации восточных славян имеют ярко выраженную природу. с. м. соловьев выделял четыре главные речные системы земли: «новгородская (волхов-верхний днепр) ; кривская или полоцкая (западная двина) ; киевская (днепр) ; ростовская (верхняя) . реки являлись местами расселения, кормилицами, транспортными артериями. разливы повышали плодородие почв, способствовали развитию судоходства и торговли» расширение в 40 раз территории российского государства в xvi-xix вв. сделало ландшафт страны более разнообразным, что благоприятно сказалось на процессах этногенеза российского суперэтноса. к лесной восточно-европейской равнине на юге и юге-востоке примыкали горы и степи; в восточной сибири и на дальнем востоке равнины пересекались или окаймляли горными хребтами и плоскогорьями. необъяснимые просторы россии были «благом и проклятьем» . они определили экстенсивный характер развития ее , вплоть до конца xx столетия. громадность территории, своеобразии природы и ландшафта оказали влияние на формирование национального характера: любовь к широким просторам, свободе, вольности. ширь земли и ширь души давили энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры. на большей части территории россии природа, по определению с. м. соловьева, является мачехой. долгая зима, короткое лето, холодные или жаркие степные ветры, большой перепад температуры, изобилие влаги в одних и недостаток ее в других районах, бедность почв - все это оказало большое влияние на , социо-культурное развитие народов, населяющих эту территорию. цикл сельскохозяйственных работ на большей части страны составляет 125-130 рабочих дней, что почти в 2 раза меньше, чем в западной европе. «крестьянское хозяйство на территории россии обладало крайне ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции, что, в свою очередь, обусловило узость рынка рабочей силы, отсутствие возможностей быстрого накопления капитала» (тимофеева а. а. )
Развитие России в конце 17 – начале 18 века шло по пути абсолютизма.
Если ранее в России существует Боярская дума и сословно-представительная монархия, то в этот период Россия – абсолютная монархия, то есть император обладает всей полнотой верховной власти, осуществляет максимальную централизацию – буквально все вопросы внутренней и внешней политики решает монарх.
Считается, что абсолютизм закрепился после реформ Петра 1.
Однако, предпосылки были еще с Соборного уложения 1649 года.
Например, в конце 17 века Земский собор уже не собирался, и если при Михаиле Романове местничество только ограничивалось, то в 80е годы 17 века местничество уже полностью отменяется, а армия реорганизуется – появляются полки нового строя.
Начиная с 1674 года черносошные крестьяне больше не записываются в дворяне, начинается подворное обложение.
Затем правление Софьи и ее братьев происходит активная внешняя политика, где о заключении Вечного мира с Польшей в 1686 году Софья ни с кем не советуется, что говорят о тенденциях абсолютизма.
А 1696 года и вовсе началось единовластие Петра 1, он проводил только ту политику, которая была удобна исключительно ему, которую только он видел правильной. Он лично проверял дворян после учебы заграницей, он лично участвовал в построении флота, реализацию своих реформ он проверял лично.
Развитие России в конце 17 – начале 18 века шло по пути абсолютизма.
Если ранее в России существует Боярская дума и сословно-представительная монархия, то в этот период Россия – абсолютная монархия, то есть император обладает всей полнотой верховной власти, осуществляет максимальную централизацию – буквально все вопросы внутренней и внешней политики решает монарх.
Считается, что абсолютизм закрепился после реформ Петра 1.
Однако, предпосылки были еще с Соборного уложения 1649 года.
Например, в конце 17 века Земский собор уже не собирался, и если при Михаиле Романове местничество только ограничивалось, то в 80е годы 17 века местничество уже полностью отменяется, а армия реорганизуется – появляются полки нового строя.
Начиная с 1674 года черносошные крестьяне больше не записываются в дворяне, начинается подворное обложение.
Затем правление Софьи и ее братьев происходит активная внешняя политика, где о заключении Вечного мира с Польшей в 1686 году Софья ни с кем не советуется, что говорят о тенденциях абсолютизма.
А 1696 года и вовсе началось единовластие Петра 1, он проводил только ту политику, которая была удобна исключительно ему, которую только он видел правильной. Он лично проверял дворян после учебы заграницей, он лично участвовал в построении флота, реализацию своих реформ он проверял лично.