Археологи нашли в Италии стелу со священным текстом на этрусском языке. О том, в каких богов и богинь верили представители древней цивилизации и как со временем «омолодился» покровитель земледелия, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
Этруски, населявшие северо-запад Апеннинского полуострова и создавшие самобытную культуру, всегда привлекали внимание историков и археологов. Особый интерес у ученых вызывают религиозные воззрения и язык древней цивилизации, чья история завершилась в 89 году до н.э. (именно в это время этруски окончательно утратили независимость и получили римское гражданство).
Сейчас международная команда археологов обнаружила на севере Италии длинную стелу с религиозным текстом, расшифровка которого расширить знания о богах и богинях этрусков.
На стеле весом 220 кг и размером 120 x 60 см четко различаются около 70 букв и знаков препинания. По мнению ученых, найти такой длинный текст — большая удача. «Длинные надписи — это редкость, а настолько длинные — тем более. Там должны быть новые слова, которые раньше не встречались, ведь это не похоронный текст», — говорит Грегори Ворден, ведущий автор проекта. Язык этрусков едва дошел до нас из-за того, что писали они в основном на недолговечных носителях — восковых дощечках и льняной ткани.
Ранее археологи находили у этрусков лишь погребальные надписи из пары слов.
Однако не только древний язык интересует ученых в стеле. «Мы знаем, как работает этрусская грамматика, как выглядят глаголы и существительные, знаем некоторые слова, — комментирует профессор Ворден. — Но мы надеемся, она откроет имя бога или богини, которым поклонялись в этом месте».
«Изучение имен божеств даст много сведений о могущественном обществе, в котором знать, простые люди и даже освобожденные рабы могли вместе молиться и приносить дары», — рассказывает Джин Маклнтош Турфа, специалист по этрускам.
Годы правления Касыма нес считают золотыми. При хане государство активно развивалось, укрепляя свои позиции в экономике и политике, а также регулярно расширяя свои земли. Территория Казахского ханства практически полностью охватывала места этнического расселения казахов.
Также усилиями Касыма произошел ряд важнейших–перемен, среди которых:
Признание народа самостоятельной этнической группой. В обиходе появилось слово «қазақ», тем самым вытеснив другие наименования. Вскоре о казахах узнали в Европе. Об этом свидетельствуют заметки австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал: «Ханство на берегу Волги (Казанское) на юге и востоке граничит со степями. На востоке живут татары, которых называют казахи и шайбаниды».
Развитие отношений с Московским государством. Это положило начало дипломатическому сотрудничеству и с другими странами: Могулистаном, Кашгарией и Ногайской Ордой.
Улучшение внутренней политики и единение казахского народа. Историк Хайдар Рази отмечал: «В 1515–1516 гг. Касым хан навел порядок в улусе Жошы хана до такой степени, что невозможно это представить себе, но население улуса возросло до миллиона человек».
Создание законотворческой системы. Основанный на традициях и мудрости закон Касыма охватил имущественное, уголовное, военное, посольское и общественное право, подняв государственную политику ханства на новый уровень.
Қасым хан самоотверженно работал на благо своего народа, жертвуя личными интересами.
Его труд не остался напрасным: нынешний Казахстан — творение рук и результат его независимой и свободолюбивой политики в Прямой путь Касым хана — это эпоха в истории государства и мудрое наставление для будущих поколений.
Этруски, населявшие северо-запад Апеннинского полуострова и создавшие самобытную культуру, всегда привлекали внимание историков и археологов. Особый интерес у ученых вызывают религиозные воззрения и язык древней цивилизации, чья история завершилась в 89 году до н.э. (именно в это время этруски окончательно утратили независимость и получили римское гражданство).
Сейчас международная команда археологов обнаружила на севере Италии длинную стелу с религиозным текстом, расшифровка которого расширить знания о богах и богинях этрусков.
На стеле весом 220 кг и размером 120 x 60 см четко различаются около 70 букв и знаков препинания. По мнению ученых, найти такой длинный текст — большая удача. «Длинные надписи — это редкость, а настолько длинные — тем более. Там должны быть новые слова, которые раньше не встречались, ведь это не похоронный текст», — говорит Грегори Ворден, ведущий автор проекта. Язык этрусков едва дошел до нас из-за того, что писали они в основном на недолговечных носителях — восковых дощечках и льняной ткани.
Ранее археологи находили у этрусков лишь погребальные надписи из пары слов.
Однако не только древний язык интересует ученых в стеле. «Мы знаем, как работает этрусская грамматика, как выглядят глаголы и существительные, знаем некоторые слова, — комментирует профессор Ворден. — Но мы надеемся, она откроет имя бога или богини, которым поклонялись в этом месте».
«Изучение имен божеств даст много сведений о могущественном обществе, в котором знать, простые люди и даже освобожденные рабы могли вместе молиться и приносить дары», — рассказывает Джин Маклнтош Турфа, специалист по этрускам.
Годы правления Касыма нес считают золотыми. При хане государство активно развивалось, укрепляя свои позиции в экономике и политике, а также регулярно расширяя свои земли. Территория Казахского ханства практически полностью охватывала места этнического расселения казахов.
Также усилиями Касыма произошел ряд важнейших–перемен, среди которых:
Признание народа самостоятельной этнической группой. В обиходе появилось слово «қазақ», тем самым вытеснив другие наименования. Вскоре о казахах узнали в Европе. Об этом свидетельствуют заметки австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал: «Ханство на берегу Волги (Казанское) на юге и востоке граничит со степями. На востоке живут татары, которых называют казахи и шайбаниды».
Развитие отношений с Московским государством. Это положило начало дипломатическому сотрудничеству и с другими странами: Могулистаном, Кашгарией и Ногайской Ордой.
Улучшение внутренней политики и единение казахского народа. Историк Хайдар Рази отмечал: «В 1515–1516 гг. Касым хан навел порядок в улусе Жошы хана до такой степени, что невозможно это представить себе, но население улуса возросло до миллиона человек».
Создание законотворческой системы. Основанный на традициях и мудрости закон Касыма охватил имущественное, уголовное, военное, посольское и общественное право, подняв государственную политику ханства на новый уровень.
Қасым хан самоотверженно работал на благо своего народа, жертвуя личными интересами.
Его труд не остался напрасным: нынешний Казахстан — творение рук и результат его независимой и свободолюбивой политики в Прямой путь Касым хана — это эпоха в истории государства и мудрое наставление для будущих поколений.