Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане датируется VII—I в. до н. э. Это время широкого распространения особого типа погребальных сооружений на значительной территории современной Карагандинской области (Казахстан). Исследованием памятников раннего железного века на территории Сарыарки занимался археолог Мир Касымович Кадырбаев[1] и др. Традиционно в развитии тасмолинской археологической культуры выделяют три этапа[2]:
ранний (VII—VI вв. до н. э.);
средний (V—III вв. до н. э.);
поздний (III—I вв. до н. э.).
А. З. Бейсенов выделил поздний, коргантасский этап (курганы с жертвенными отсеками и др.) с рядом аналогий на территории Синьцзяна, Монголии, Алтая; по А. Д. Таирову, это — мигранты[3].
Главное отличие памятников урочища Тасмола — это получившие широкое распространение именно в Центральном Казахстане так называемые, «курганы с усами». Несмотря на многовариантность данных памятников, почти все они объединены в единый архитектурный комплекс: они представлены главным курганом с погребением и вторым курганом, где обычно находится захоронение лошади, и, наконец, двумя дугообразными каменными «усами», всегда вытянутыми на восток.
Археологи выделяют четыре разновидности таких курганов с «усами»[4]:
1 тип — когда с восточной стороны более крупного кургана строят один курган поменьше, а от малого кургана с восточной стороны отходит цепь — «усы»;
2 тип — когда два кургана строятся рядом, в направлении с юга на север, а затем от обоих курганов в восточном направлении отходит, похожая на усы каменная дуга;
3 тип — когда строится большой курган, а затем на нем возвышается другой, меньший по размеру; каменная дуга строится с восточной стороны главного кургана;
4 тип — аналогично 3 типу, за исключением того, что нет четких границ разделения между большим и малым курганом.
Археологи сходятся во мнении, что в элементах комплекса курганов с каменными грядами прослеживаются атрибуты солярного (то есть солнечного) культа: «усы» сложены «входом» на восток, к утреннему солнцу, жертвоприношение солнечному божеству коня. Нередки также находки прокаленного грунта и следы кострищ по концам каменных гряд.
Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную — по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау[5].
Распад тасмолинской культуры связывают с миграциями в восточной части
Искала в интернете текст не читала но можно быть есть? Если не напиши
Исследованы академиком В.В. Радловым ещё в 1865 г. Вскрыв насыпь одного из курганов могильника Берель, В.В. Радлов обнаружил вещи, не замеченные грабителями. Он записал в своем дневнике: «В центре кургана под могильным холмом находилась могильная яма длиной 2 сажени и шириной 2,5 сажени, наполненная крупным камнем и землей. Мы легко очистили эту могилу от ее содержимого на глубину 1 аршин, после чего наша работа внезапно остановилась. Земля здесь сильно промерзла, и в могилу со всех сторон просачивалась вода». Точной фиксации при раскопках не производилось. Могильник, к которому принадлежит Большой Берельский курган, состоит из полутора десятков каменных насыпей, расположенных тремя группами на плато, возвышающемся на 25 м над надпойменной террасой правого берега реки Бухтармы в 6 км ниже впадения в неё реки Белой Берели (Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области Казахстана). В 1959 г. проведено доследование Большого Берельского кургана. Экспедиция была организована Ленинградским отделением Института археологии АН СССР по инициативе С.И. Руденко. Материалы раскопок переданы в ГИМ. Мировую славу Берельским курганам принесли открытия международной экспедиции археологов из Института археологии им. А. Х. Маргулана под руководством Зейноллы Самашева в 1998–1999 годах.
Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане датируется VII—I в. до н. э. Это время широкого распространения особого типа погребальных сооружений на значительной территории современной Карагандинской области (Казахстан). Исследованием памятников раннего железного века на территории Сарыарки занимался археолог Мир Касымович Кадырбаев[1] и др. Традиционно в развитии тасмолинской археологической культуры выделяют три этапа[2]:
ранний (VII—VI вв. до н. э.);
средний (V—III вв. до н. э.);
поздний (III—I вв. до н. э.).
А. З. Бейсенов выделил поздний, коргантасский этап (курганы с жертвенными отсеками и др.) с рядом аналогий на территории Синьцзяна, Монголии, Алтая; по А. Д. Таирову, это — мигранты[3].
Главное отличие памятников урочища Тасмола — это получившие широкое распространение именно в Центральном Казахстане так называемые, «курганы с усами». Несмотря на многовариантность данных памятников, почти все они объединены в единый архитектурный комплекс: они представлены главным курганом с погребением и вторым курганом, где обычно находится захоронение лошади, и, наконец, двумя дугообразными каменными «усами», всегда вытянутыми на восток.
Археологи выделяют четыре разновидности таких курганов с «усами»[4]:
1 тип — когда с восточной стороны более крупного кургана строят один курган поменьше, а от малого кургана с восточной стороны отходит цепь — «усы»;
2 тип — когда два кургана строятся рядом, в направлении с юга на север, а затем от обоих курганов в восточном направлении отходит, похожая на усы каменная дуга;
3 тип — когда строится большой курган, а затем на нем возвышается другой, меньший по размеру; каменная дуга строится с восточной стороны главного кургана;
4 тип — аналогично 3 типу, за исключением того, что нет четких границ разделения между большим и малым курганом.
Археологи сходятся во мнении, что в элементах комплекса курганов с каменными грядами прослеживаются атрибуты солярного (то есть солнечного) культа: «усы» сложены «входом» на восток, к утреннему солнцу, жертвоприношение солнечному божеству коня. Нередки также находки прокаленного грунта и следы кострищ по концам каменных гряд.
Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную — по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау[5].
Распад тасмолинской культуры связывают с миграциями в восточной части
Искала в интернете текст не читала но можно быть есть? Если не напиши
Исследованы академиком В.В. Радловым ещё в 1865 г. Вскрыв насыпь одного из курганов могильника Берель, В.В. Радлов обнаружил вещи, не замеченные грабителями. Он записал в своем дневнике: «В центре кургана под могильным холмом находилась могильная яма длиной 2 сажени и шириной 2,5 сажени, наполненная крупным камнем и землей. Мы легко очистили эту могилу от ее содержимого на глубину 1 аршин, после чего наша работа внезапно остановилась. Земля здесь сильно промерзла, и в могилу со всех сторон просачивалась вода». Точной фиксации при раскопках не производилось. Могильник, к которому принадлежит Большой Берельский курган, состоит из полутора десятков каменных насыпей, расположенных тремя группами на плато, возвышающемся на 25 м над надпойменной террасой правого берега реки Бухтармы в 6 км ниже впадения в неё реки Белой Берели (Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области Казахстана). В 1959 г. проведено доследование Большого Берельского кургана. Экспедиция была организована Ленинградским отделением Института археологии АН СССР по инициативе С.И. Руденко. Материалы раскопок переданы в ГИМ. Мировую славу Берельским курганам принесли открытия международной экспедиции археологов из Института археологии им. А. Х. Маргулана под руководством Зейноллы Самашева в 1998–1999 годах.
Объяснение: