При Алексее Михайловиче было «Азовское сидение» (1637— 1642) — отряд казаков атамана М. Татаринова удерживал крепость Азов, который в итоге был возвращен туркам.
Польский король Сигизмунд III не признавал прав Михаила Федоровича Романова на российский престол, считая российским государем своего сына Владислава. По Деулинскому перемирию (1618) Польша получила Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли; Владислав не отказывался от притязаний на российскую корону. Россия же не могла смириться с потерей своих территорий.
В 1632-1634 гг. произошла Смоленская война. Результаты Смоленской войны (Поляновский мир) с позиции России оценивается как отрицательные: Россия потеряла все отвоеванные земли. Но с другой стороны – польский король Владислав отказался от притязаний на русский престол.
Русско-турецкая война.
С русско-турецким соперничеством военные кампании России против Крымского ханства были связаны напрямую: Крымское ханство было вассалом Османской империи. Победы над крымцами означали борьбу и с Османской империей.
При Алексее Михайловиче было «Азовское сидение» (1637— 1642) — отряд казаков атамана М. Татаринова удерживал крепость Азов, который в итоге был возвращен туркам.
Союзниками России по «Священной лиге» были Священная Римская империя, Речь Посполитая, Венеция и др. Этот союз возник по причине необходимости противостоять Османской империи и Крымскому ханству.
России успешно завершить Крымские походы 1687 и 1689 гг. помешали погодные условия (нестерпимая жара, к которой русские войска были непривычны), отсутствие воды, продовольствия и фуража.
Русско-польская война
Смоленская война, или русско-польская война 1632—1634 годов — война между Русским царством и Речью Посполитой. Россия пыталась восстановить контроль над Смоленском и прилежащими территориями, вошедшими в состав Речи Посполитой по результатам войны 1609—1618 годов.
Война велась в контексте внешнеполитического курса России XVI—XVIII веков, который был нацелен на решение трёх задач: присоединение западнорусских земель, обеспечение выхода к Балтийскому и Чёрному морям, а также достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана. Накануне войны Россия пыталась склонить к совместным действиям против Речи Посполитой Швецию и Османскую империю, но безуспешно, и ей пришлось воевать без союзников.
4 (14) июня 1634 года в селе Семлёво на реке Поляновке был заключен «Поляновский мир» между Россией и Польшей, подтвердивший в основном границы, установленные Деулинским перемирием. К России отошёл только один город — Серпейск. По договору Владислав отказался от претензий на русский трон. Опыт этой войны сказался на дальнейшем развитии русской армии, поскольку самыми бое частями оказались полки нового строя. В дальнейшем правительство продолжило формирование этих полков, одновременно отказавшись от наёмников.
Русско-китайские отношения в XVII в.
1608 — Первая попытка проникнуть в Китай. Царем Василием Шуйским подписывается указ об отправке посольства к Алтан-хану и в Китайское государство. Но из-за войны между Шолой Убаши-хунтайджи и черными калмыками посольство не доехало до места назначения.
В 1616 году отправляется новое посольство во главе с атаманом Василием Тюменцем. Делегация была принята Шолой Убаши-хунтайджи, но далее в Китай посольство не поехало, возвратившись в Москву
1618 — Тобольский воевода отправляет в Китай династии Мин посольство казака И. Петлина для установления отношений.
1641—1642 — Поездка казака Е. Вершинина в Китай.
1654—1657 — Посольство Ф. И. Байкова, потерпевшее дипломатическую неудачу, но составившее ряд подробных описаний и документов.
1675—1678 — Посольство Спафария. Маньчжурская империя Цин, захватившая Китай, по-прежнему отказывается признавать русские поселения в Приамурье.
1684 — Атаки маньчжурских войск на русские поселения, осада Албазина и Нерчинска.
1689 — Нерчинский договор — первый договор между Россией и империей Цин, установивший границу между государствами, порядок торговли и разрешения споров. Подписан в ходе посольства Ф. Головина. Россия отказалась от претензий на значительные территории южнее Амура, а Забайкалье вошло в состав России.
Россия и Китай с установлением дипломатических отношений друг с другом получали преимущества: взаимовыгодная торговля, обмен посольствами, знакомство с культурой народов
Михайло Драгоманов – людина різнобічних наукових зацікавлень і спрямувань, широкого діапазону практичної дії. На протязі всього життя він заглиблювався в історію власного народу і народів Європи, прагнув осмислити шляхи людської цивілізації й на підставі цього намалювати ясну перспективу творчого саморозвитку України. В основі його невтомного творчого і громадського життя було слово, звернене як до прихильників, так і до опонентів – у сотнях статей, наукових розвідок, листів. Блискучий публіцист, чиє перо весь час служило боротьбі проти політичної і духовної тиранії, проти вузьких кастових інтересів чи непросвіти; фольклорист, чиї збірки творів та наукові праці поставили його в рівень, з європейськими вченими того часу; оригінальний літературний критик та історик рідного письменства; соціолог і політолог, глибокий фахівець з історії античності і Середньовіччя; громадський діяч і кореспондент десятків періодичних органів і сотень співвітчизників і зарубіжних вчених – такою багатогранністю, енциклопедичністю вирізнялася вся діяльність Михайла Драгоманова. “Він не написав ані одного слова, котре б не відносилося до живих людей, до живих обставин і до тих питань, котрі так чи інакше порушують думки і чуття окружаючої його громади. Оте живе чуття, той бистрий погляд що завжди добачує потреби хвилі і вміє найти для них відповідний вираз і відповідне заспокоєння найліпше характеризує нам самого Драгоманова” – так відгукувався про багатогранну діяльність видатного вченого Іван Франко.
Хоча Михайло Драгоманов за своє життя отримав багато негативних оцінок і критики, але більшість видатних постатей того часу відгукувались про нього з теплотою і пошаною. Д. Овсянико-Куликовський про Драгоманова казав: ”Це була натура ясна ... прозора. Глибока щирість і рідкісна чесність душі – це були в нього риси, що впадали в очі. Нікого він не ховав і ні з чим не ховався – його слова та вчинки були достеменним відбитком його душі”. Леся Українка писала, що “М.Драгоманов був великим українцем, тримався і в літературі, і в політиці, і в приватному житті тієї засади, що “чистое дело требует чистых средств”, і тримався її до кінця з великою завзятістю і невмолимістю”. Іван Франко говорив: “Драгоманов для нас був чимось більше, як заслуженим чоловіком. Він був для нас правдивим учителем і вповні безкорисно не жалував праці, писань і навіть докорів, щоб наводити нас, лінивих, малоосвічених, вирослих в рабських традиціях нашого глухого кута, на кращі, ясніші шляхи європейської цивілізації.
При Алексее Михайловиче было «Азовское сидение» (1637— 1642) — отряд казаков атамана М. Татаринова удерживал крепость Азов, который в итоге был возвращен туркам.
Польский король Сигизмунд III не признавал прав Михаила Федоровича Романова на российский престол, считая российским государем своего сына Владислава. По Деулинскому перемирию (1618) Польша получила Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли; Владислав не отказывался от притязаний на российскую корону. Россия же не могла смириться с потерей своих территорий.
В 1632-1634 гг. произошла Смоленская война. Результаты Смоленской войны (Поляновский мир) с позиции России оценивается как отрицательные: Россия потеряла все отвоеванные земли. Но с другой стороны – польский король Владислав отказался от притязаний на русский престол.
Русско-турецкая война.
С русско-турецким соперничеством военные кампании России против Крымского ханства были связаны напрямую: Крымское ханство было вассалом Османской империи. Победы над крымцами означали борьбу и с Османской империей.
При Алексее Михайловиче было «Азовское сидение» (1637— 1642) — отряд казаков атамана М. Татаринова удерживал крепость Азов, который в итоге был возвращен туркам.
Союзниками России по «Священной лиге» были Священная Римская империя, Речь Посполитая, Венеция и др. Этот союз возник по причине необходимости противостоять Османской империи и Крымскому ханству.
России успешно завершить Крымские походы 1687 и 1689 гг. помешали погодные условия (нестерпимая жара, к которой русские войска были непривычны), отсутствие воды, продовольствия и фуража.
Русско-польская война
Смоленская война, или русско-польская война 1632—1634 годов — война между Русским царством и Речью Посполитой. Россия пыталась восстановить контроль над Смоленском и прилежащими территориями, вошедшими в состав Речи Посполитой по результатам войны 1609—1618 годов.
Война велась в контексте внешнеполитического курса России XVI—XVIII веков, который был нацелен на решение трёх задач: присоединение западнорусских земель, обеспечение выхода к Балтийскому и Чёрному морям, а также достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана. Накануне войны Россия пыталась склонить к совместным действиям против Речи Посполитой Швецию и Османскую империю, но безуспешно, и ей пришлось воевать без союзников.
4 (14) июня 1634 года в селе Семлёво на реке Поляновке был заключен «Поляновский мир» между Россией и Польшей, подтвердивший в основном границы, установленные Деулинским перемирием. К России отошёл только один город — Серпейск. По договору Владислав отказался от претензий на русский трон. Опыт этой войны сказался на дальнейшем развитии русской армии, поскольку самыми бое частями оказались полки нового строя. В дальнейшем правительство продолжило формирование этих полков, одновременно отказавшись от наёмников.
Русско-китайские отношения в XVII в.
1608 — Первая попытка проникнуть в Китай. Царем Василием Шуйским подписывается указ об отправке посольства к Алтан-хану и в Китайское государство. Но из-за войны между Шолой Убаши-хунтайджи и черными калмыками посольство не доехало до места назначения.
В 1616 году отправляется новое посольство во главе с атаманом Василием Тюменцем. Делегация была принята Шолой Убаши-хунтайджи, но далее в Китай посольство не поехало, возвратившись в Москву
1618 — Тобольский воевода отправляет в Китай династии Мин посольство казака И. Петлина для установления отношений.
1641—1642 — Поездка казака Е. Вершинина в Китай.
1654—1657 — Посольство Ф. И. Байкова, потерпевшее дипломатическую неудачу, но составившее ряд подробных описаний и документов.
1675—1678 — Посольство Спафария. Маньчжурская империя Цин, захватившая Китай, по-прежнему отказывается признавать русские поселения в Приамурье.
1684 — Атаки маньчжурских войск на русские поселения, осада Албазина и Нерчинска.
1689 — Нерчинский договор — первый договор между Россией и империей Цин, установивший границу между государствами, порядок торговли и разрешения споров. Подписан в ходе посольства Ф. Головина. Россия отказалась от претензий на значительные территории южнее Амура, а Забайкалье вошло в состав России.
Россия и Китай с установлением дипломатических отношений друг с другом получали преимущества: взаимовыгодная торговля, обмен посольствами, знакомство с культурой народов
Михайло Драгоманов – людина різнобічних наукових зацікавлень і спрямувань, широкого діапазону практичної дії. На протязі всього життя він заглиблювався в історію власного народу і народів Європи, прагнув осмислити шляхи людської цивілізації й на підставі цього намалювати ясну перспективу творчого саморозвитку України. В основі його невтомного творчого і громадського життя було слово, звернене як до прихильників, так і до опонентів – у сотнях статей, наукових розвідок, листів. Блискучий публіцист, чиє перо весь час служило боротьбі проти політичної і духовної тиранії, проти вузьких кастових інтересів чи непросвіти; фольклорист, чиї збірки творів та наукові праці поставили його в рівень, з європейськими вченими того часу; оригінальний літературний критик та історик рідного письменства; соціолог і політолог, глибокий фахівець з історії античності і Середньовіччя; громадський діяч і кореспондент десятків періодичних органів і сотень співвітчизників і зарубіжних вчених – такою багатогранністю, енциклопедичністю вирізнялася вся діяльність Михайла Драгоманова. “Він не написав ані одного слова, котре б не відносилося до живих людей, до живих обставин і до тих питань, котрі так чи інакше порушують думки і чуття окружаючої його громади. Оте живе чуття, той бистрий погляд що завжди добачує потреби хвилі і вміє найти для них відповідний вираз і відповідне заспокоєння найліпше характеризує нам самого Драгоманова” – так відгукувався про багатогранну діяльність видатного вченого Іван Франко.
Хоча Михайло Драгоманов за своє життя отримав багато негативних оцінок і критики, але більшість видатних постатей того часу відгукувались про нього з теплотою і пошаною. Д. Овсянико-Куликовський про Драгоманова казав: ”Це була натура ясна ... прозора. Глибока щирість і рідкісна чесність душі – це були в нього риси, що впадали в очі. Нікого він не ховав і ні з чим не ховався – його слова та вчинки були достеменним відбитком його душі”. Леся Українка писала, що “М.Драгоманов був великим українцем, тримався і в літературі, і в політиці, і в приватному житті тієї засади, що “чистое дело требует чистых средств”, і тримався її до кінця з великою завзятістю і невмолимістю”. Іван Франко говорив: “Драгоманов для нас був чимось більше, як заслуженим чоловіком. Він був для нас правдивим учителем і вповні безкорисно не жалував праці, писань і навіть докорів, щоб наводити нас, лінивих, малоосвічених, вирослих в рабських традиціях нашого глухого кута, на кращі, ясніші шляхи європейської цивілізації.