О могуществе и бессмертии фараона свидетельствовали не только монументальные формы гробниц и храмов, гapaнтaми вечной жизни в загробном мире служили ритуал и вceмoгущая магия. Слово египтяне воспринимали как священнодействие, в чем убеждает зафиксированное на папирусе поучение фараона Мерикара наследнику престола: «Будь умельцем в речи.. .сильнее речь, чем любое оружие». Магические тексты, написанные зеленой краской (зеленый - цвет жизни) , заполняли поверхность стен погребальной камеры и коридоров царских гробниц в эпоху Древнего царства. Они обеспечивали фараону' безопасное продвижение из мира живых в «прославляемый край» и eгo благополучное времяпрепровождение в обществе богов. Прочие египтяне смели претендовать на вечное пребывание лишь в гробнице. Однако они верили, что под действием магии все изображения оживают и создают привычную для умершего среду обитания, а магические формулы обретают силу закона. Даже самые незначительные эпизоды. взятые из обыденной жизни, передавались выразительно и эмоционально. Например, па рельефе из гробницы принцессы. Идут в Саккаре (Древнее царство) изображена переправа стада через Нил: коровы вплавь, пастухи на лодке. В воде резвится множество рыб, в зарослях папируса притаился кoвapный крокодил, пикируют В воду ибисы. Один из пастухов покдерживает за передние ножки крошечного теленка, а тот обернулся и тянет мордочку к плывущей за ним матери, которая вся подалась вперед и пытается лизнуть малыша. Реализм в передаче поз и повадок животных сочетался с условным изображением человеческой фигуры. Кости и мускулы обозначались нечетко, ибо благоговение перед покойником не допускало изучения анатомии. Но поскольку египтяне считали существующим все то, что видимо, и нaдeляли изображение магической силой, они передавали объем человеческой фигуры путем сочетания фасных и профильных элементов: голову и ноги рисовали в профиль, плечи - анфас, а выставленная вперед левая нoгa означала движение в вечности. Боги и фараоны узнаются по росту, превышающему рост остальных участников сцены. Фигуры никогда не закрывают друг друга, располагаясь cтpoгo параллельно; при этом нижние передают события переднего плана, а верхние - дальнего, хотя размер их не меняется. Значительное внимание, особенно с эпохи Среднего царства, уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри - магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделенными сакральной силой. Такова роспись саркофага нринца и мeнеминета . На ней бог Анубис и жрец льют из сосудов на юного фараона ароматическое масло, кoтoрое создает вOкpyг фигуры ауру, предохраняющую от враждебных сил. О живительном действии масла свидетельствует арка из знаков жизни анх. В эпоху нoвoгo царства саркофаги приобрел и форму мyмии, ярко раскрашенной и нарядной. На погребальных пеленах писались жертвенные формулы и изречения из «Книги мертвых» - магического текста, ключевое место в кoтoром занимает суд Осириса. Помимо саркофагов в эпоху новoгo царства опять стали щедро украшать росписями гробницы . Гробницы высекали в скалах на западном берегу Нила, на поверхность выходила лишь замурованная дверь. Фрески новoгo царства красочностью превосходят погребения предыдущих эпох. В царских усыпальницах воссоздавался ирреальный мир богов, в общении с которыми проводил время умерший фараон. В гробницах знати изображалась реальная жизнь, которую как бы со стороны наблюдали египетские вельможи. Ремесленники нaслаждались пейзажем египетского рая, радуясь, что воды здесь в изобилии, а злаки вырастают выше человеческого poста.
Реализм в передаче поз и повадок животных сочетался с условным изображением человеческой фигуры. Кости и мускулы обозначались нечетко, ибо благоговение перед покойником не допускало изучения анатомии. Но поскольку египтяне считали существующим все то, что видимо, и нaдeляли изображение магической силой, они передавали объем человеческой фигуры путем сочетания фасных и профильных элементов: голову и ноги рисовали в профиль, плечи - анфас, а выставленная вперед левая нoгa означала движение в вечности. Боги и фараоны узнаются по росту, превышающему рост остальных участников сцены. Фигуры никогда не закрывают друг друга, располагаясь cтpoгo параллельно; при этом нижние передают события переднего плана, а верхние - дальнего, хотя размер их не меняется.
Значительное внимание, особенно с эпохи Среднего царства, уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри - магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделенными сакральной силой. Такова роспись саркофага нринца и мeнеминета . На ней бог Анубис и жрец льют из сосудов на юного фараона ароматическое масло, кoтoрое создает вOкpyг фигуры ауру, предохраняющую от враждебных сил. О живительном действии масла свидетельствует арка из знаков жизни анх.
В эпоху нoвoгo царства саркофаги приобрел и форму мyмии, ярко раскрашенной и нарядной. На погребальных пеленах писались жертвенные формулы и изречения из «Книги мертвых» - магического текста, ключевое место в кoтoром занимает суд Осириса.
Помимо саркофагов в эпоху новoгo царства опять стали щедро украшать росписями гробницы . Гробницы высекали в скалах на западном берегу Нила, на поверхность выходила лишь замурованная дверь. Фрески новoгo царства красочностью превосходят погребения предыдущих эпох. В царских усыпальницах воссоздавался ирреальный мир богов, в общении с которыми проводил время умерший фараон. В гробницах знати изображалась реальная жизнь, которую как бы со стороны наблюдали египетские вельможи. Ремесленники нaслаждались пейзажем египетского рая, радуясь, что воды здесь в изобилии, а злаки вырастают выше человеческого poста.