1 Лжедмитрий в отражении культуры Лжедмитрий Первый правил меньше года, но его образ и политическая деятельность нашли отражение в мировой культуре. Лопе де Вега вольно использовал образ Лжедмитрия в пьесе «Великий князь Московский или преследуемый император», Пушкин написал «Бориса Годунова», Мусоргский создал одноименную оперу, гибель самозванца описал Рильке в своем единственном романе «Записки Мальте Лауридса Бригге», Марина Цветаева исследовала в своих стихах тему любви Лжедмитрия и Марины Мнишек. 2 Вилка как орудие политической борьбы Лжедмитрий Первый оказал влияние не только на политическую историю России, но и на гастрономическую культуру. Такой привычный нам сегодня столовый прибор как вилка был впервые использован во время пиршества в Грановитой палате по случаю празднования брака Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Вилка вошла в обиход только во времена правления Петра I, но в 17-ом веке стала одной из причин бунта Шуйского, так как доказывала «нерусскость» государя. . 3 Взяткам – бой! Лжедмитрий активно боролся с тем, что сегодня называется коррупцией. За мздоимство и взяточничество человека ждало физическое и моральное наказание. Взяточника водили по городу, повесив на шею то, в чем бралась взятка. Это могла быть как мошна денег, так и бусы из соленой рыбы. Конвойную прогулку усугубляли побоями палками. Дворяне и бояре были избавлены от телесных пыток, но платили высокие штрафы 4 Мать не признала... Расправа над Лжедмитрием была весьма драматичной. Когда сторонники Шуйского ворвались в палаты, Лжедмитрий попытался сбежать через окно и спуститься по строительным лесам, но сорвался и упал. Несмотря на жестокость и решительность заговорщиков, они не убивали Лжедмитрия до возвращения гонца, который подтвердил отказ Марфы от своего мнимого сына. 5 Легализация шахмат Такая распространенная сегодня игра как шахматы была разрешена именно при Лжедмитрии I. До этого шахматы признавались церковью «измышлением дьявола» и «бесовскими игрищами», приравнивались к азартным играм и пьянству. Удивительно при этом, что при дворе и в кругу духовенства шахматы не были не под таким строгим запретом, как в народе. Иван Грозный, «отец «Лжедмитрия» в шахматы играть любил и даже умер, по преданию, за шахматной доской. 6 Лжедмитрий. Кто это? До сих пор остается остается открытым вопрос, кем являлся Лжедмитрий. Существует много мнений на этот счет. Наиболее распространенными признаются две. Лжедмитрий – ставленник поляков и Лжедмитрий - Григорий Отрепьев. Версию Отрепьева поддерживал Карамзин, но отвергал Костомаров, склоняющийся к «польской» версии. Мнение Карамзина обессмертил Пушкин в «Борисе Годунове», версию Костомарова – Алексей Толстой в пьесе «Царь Борис». 7 Лжедмитрий и фольклор Лжедмитрий и его отождествление с Григорием Отрепьевым нашло отражение и в народном творчестве. «Гришка-Расстрижка» появляется в сказках, и песнях. Образ всегда демонизирован и связан с нечистыми силами. Лжедмитрий предстает чернокнижником, магом, приспешником сатаны. Алексей Рудевич (Желаю удачи:)
Формирование культуры единого Российского государства в 16 веке началось с экономических успехов в хозяйстве, с масштабного переселения людей на северо-восток и объединению земель в одно государство (за счет присоединения дополнительных территорий – Казани, Астрахани, Сибири).
Кроме того, формирование культуры единого государства прослеживается в становлении архитектуры, которая имела четкий стиль того времени. В этот период Кремль в Москве преобразовался, у него появилось больше стен и башен, а также соборов (собор Василия Блаженного в честь взятия Казани) и церквей внутри, и отдельно важно – в этот период была построена Грановитая палата.
В 16 веке культура единого государства имеет и развитую живопись, которая характеризуется фресками и все еще иконописью (потому что в 16 веке Россия все еще сильно религиозное государство). Живопись обязательно должна была быть красочной, пышной и торжественной – фресками и иконами украшали, в основном, храмы. Появилась отдельная новгородская школа живописи, которая характеризовалась строгостью и лаконичностью.
В 16 веке в России появилась литература, книги начали печататься. Все еще были летописи, повести, сказания, но главной идеей в них была «праведная, самая эффективная, самая великая деятельность царя». Отдельным царям и церковнослужителям (высшего чина) посвящались целые книги («Сказание о князях владимирских», «Истории о Казанском царстве», книги о деятельности Ивана Грозного и так далее). А в 1564 году была издана первая печатная книга – Апостол.
(Желаю удачи:)
Формирование культуры единого Российского государства в 16 веке началось с экономических успехов в хозяйстве, с масштабного переселения людей на северо-восток и объединению земель в одно государство (за счет присоединения дополнительных территорий – Казани, Астрахани, Сибири).
Кроме того, формирование культуры единого государства прослеживается в становлении архитектуры, которая имела четкий стиль того времени. В этот период Кремль в Москве преобразовался, у него появилось больше стен и башен, а также соборов (собор Василия Блаженного в честь взятия Казани) и церквей внутри, и отдельно важно – в этот период была построена Грановитая палата.
В 16 веке культура единого государства имеет и развитую живопись, которая характеризуется фресками и все еще иконописью (потому что в 16 веке Россия все еще сильно религиозное государство). Живопись обязательно должна была быть красочной, пышной и торжественной – фресками и иконами украшали, в основном, храмы. Появилась отдельная новгородская школа живописи, которая характеризовалась строгостью и лаконичностью.
В 16 веке в России появилась литература, книги начали печататься. Все еще были летописи, повести, сказания, но главной идеей в них была «праведная, самая эффективная, самая великая деятельность царя». Отдельным царям и церковнослужителям (высшего чина) посвящались целые книги («Сказание о князях владимирских», «Истории о Казанском царстве», книги о деятельности Ивана Грозного и так далее). А в 1564 году была издана первая печатная книга – Апостол.